Методическая помощь















Педагогический совет - круглый стол


«Построение конструктивных партнерских отношений

 ДОУ и семьи по развитию устной речи детей»

Составила: старший воспитатель Мокеева С.В.


Цели педсовета:
·      Анализ процесса взаимодействия воспитателей с родителями дошкольников  по развитию устной речи детей.
·      Формирование умений  педагогов дифференцированно подходить к организации работы  с родителями.

Задачи педсовета:
1.    Выявить и проанализировать эффективность используемых форм и методов взаимодействия  детского сада и семьи.
2.    Разработать систему мер по решению проблемы взаимодействия ДОУ и родителей.


Подготовительный период:
На  педсовет в обязательном порядке приглашаются члены родительского комитета ДОУ.
Разработка и выдача памятки  родителям « Факторы успешного речевого развития».

План проведения:
1.    Игра для рабочего настроя « Волшебная палочка»
2.    Выступление старшего воспитателя: « Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. Условия успешного речевого развития. Развитие речи детей дошкольного возраста в семье»
3.    Теоретическая часть.
4.    Практическая часть:
-Игровое упражнение: «Используемые формы работы с родителями в ДОУ»;
- Решение педагогической ситуации;
-Игровое упражнение « Определи логическую последовательность»
     5. Презентация воспитателями и родителями проектов-эстафет
            « Семейный календарь»
      6.Рассказывание стихов руками, как один из факторов успешного речевого развития.
      7. Принятие решения педагогического совета.

Литература:
1.    Л.М. Сыромятникова. Педагогические советы в дошкольном образовательном учреждении. М.Планета, 2011 г.
2.    Н.Ф. Дик. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2005 г.
3.    Н.В.Елжова. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008 г.
4.    А.И. Колобанова, В.А.Лисина, Л.Н.Киш и др. Педагогические советы: профессиональное партнерство. Волгоград. 2012 г.

Ход проведения:
1.   Игра для рабочего настроя «Волшебная палочка»
Цель:
пробудить интерес участников педагогического совета педагогов друг к другу, поставить их в определенные зависимости друг от друга, настроить педагогов на совместную работу.

Правила игры:
« Волшебная палочка» ( ручка, карандаш, линейка и т.п.) передается из рук в руки каждому участнику педагогического совета педагогов и сопровождается речью по какому – то заранее заданному заказу-правилу. Варианты могут быть следующими:
·      передающий называет любое число, а принимающий на 2, 3,4 единицы больше или меньше;
·      передающий называет существительное, а принимающий прилагательное ( глагол), образованное от названного существительного;
·      передающий называет сказку, а принимающий – персонаж из названной сказки.
2.   Выступление старшего воспитателя
·      «Актуальность проблемы речевого развития»
       Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других  представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
      Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

·      «Причины низкого уровня развития»
1.Некомпетентность педагогов по проблемам становления речи. Воспитатель знает методику, но не технологию. При проведении занятия видит себя и приемы, но не видит ребенка. Не знает уровня развития речи.
2. Речевое развитие рассматривается как  изолированный психологический процесс в отрыве от мышления, воображения, эмоций.
3. Рассматривают развитие речи как подражание и забывают про формирование языковых обобщений.
4. Обучение языку идет в лингвистической форме, игнорируют коммуникативные умения, отсюда- отсутствие культуры речи и культуры общения.
5. При обучении воспитатели  ориентируются на средний уровень развития ребенка и используют фронтальные методы.
6. Работа по развитию речи кропотливая, ежеминутная, результата сразу не видно и воспитатель не хочет ею заниматься.
7.Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период. В странах Африки до трех лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней, - комфортное пребывание способствует успешному развитию.

·      «Развитие речи детей дошкольного возраста в семье- условия»

1.    Интересно организовывать жизнь ребенка.
2.    Постоянно побуждать ребенка говорить.
3.    Создавать соответствующую обстановку, среду. У хорошо говорящих родителей не всегда говорят дети.
4.    Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями.
5.    Взрослые задают детям образцы правильной литературной речи:
речь взрослых четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная; в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
6.    Взрослые  развивают у детей связанную речь с учетом их возрастных особенностей: поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания, организуют диалоги между детьми и взрослыми.
7.    Упражнять детей в выполнении словесной инструкции.
8.    Приобщать детей к культуре чтения художественной литературы .

3.   Теоретическая часть
-Как вы понимаете, что такое работа с родителями?
-Перечислите формы работы с родителями.
- Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью?
- Работа с трудными семьями. Какую семью вы считаете трудной? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?
- Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?
- Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны анкетирования.
- Считаете ли вы эффективными такие формы работы с родителями, как «День открытых дверей», открытое занятие, выпуск газеты? Что это дает педагогам и родителям?



4.   Практическая часть
·     Игровое упражнение «Используемые формы работы с родителями в ДОУ»
Работу с родителями можно разделить на два блока: педагогическое просвещение родителей и включение родителей в деятельность ДОУ.

Задача педагогов: определить, какие формы работы необходимо использовать при решении основных задач в первом и втором блоке.

Блоки
задачи
формы
Педагогическое просвещение родителей
Повышение педагогической грамотности родителей

Включение родителей в деятельность ДОУ
Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью ДОУ.







·     Решение педагогической ситуации
- Какую роль играет семья в формировании речи ребенка?
( Варианты ответов)

Речь взрослого является эталоном для ребенка.
Рассмотрим пример из жизни одного ребенка ( рассказ мамы):
« Когда моя дочь ходила в детский сад, у нее был воспитатель родом из Белоруссии. В ее речи иногда встречались родные для нее слова. Однажды я говорю дочери: «Настя, иди и вымой подошву своих ботинок» . а она поправляет меня: «Мама, надо говорить правильно подошва ( ударение на окончание), а не подошва ( ударение на второе «О»). Нам Надежда Павловна всегда говорит так, а ты говоришь неправильно». Долгое время пришлось потом поправлять речь ребенка и объяснять ей, почему Надежда Павловна говорит так, чтобы не затронуть авторитет воспитателя, потому что дети очень любили веселую и добрую Надежду Павловну.»
- Что бы вы порекомендовали родителям по формированию речи ребенка-дошкольника?
( Варианты ответов)

·     Игровое упражнение «Определи логическую последовательность»
Задача: определить оптимальную последовательность действий педагога при подготовке и проведении встречи с группой родителей.

Ход упражнения:
Каждый педагог получает карточку, на которой сформулированы фрагменты проведения или подготовки встречи с родителями. Посовещавшись в течении регламентированного времени, играющие представляют последовательность действий при организации и проведении встречи, комментируя свой выбор.


Содержание текста на карточках:
1.    Определяется тематика , выбираются формы проведения встреч с родителями на основе их заявок и просьб, а также с учетом данных о семьях воспитанников.
2.    Выбираются педагоги, ответственные за подготовку и проведение каждой из встреч. Это могут быть воспитатели групп, логопед, музработник, психолог и др.
3.    С родителями согласуются удобные для них дни проведения встреч.
4.    Продумывается структура и содержание каждой очередной встречи: составляется план или подробный сценарий с использованием методов активизации родителей.
5.    Обеспечиваются заблаговременное  оповещение родителей о теме встречи и их подготовка к участию в ней.
6.    Выясняется мнение родителей о пользе проведенной встречи в устном опросе, путем анкетирования и др.

5.   Презентация воспитателями и родителями проектов-эстафет «Семейный календарь» ( Приложение №1)

6.   Рассказывание стихов руками, как один из факторов успешного речевого развития
Установлено, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает и ускоряет запоминание стихов. Попробуем рассказать стихотворение А.Барто «Звериная зарядка» при помощи движений.
Раз-присядка ( показать 1 указательный палец  левой руки, присесть, руки на пояс),
Два-прыжок ( 2 пальца показать на левой руке и выпрыгнуть вверх)-
Это заячья зарядка ( руки развести перед собой в стороны, потом ладони прижать к голове, изобразить уши зайца)
А лисята как проснуться ( рукой показываем пышный лисий хвост, потом трем руками глаза – просыпаемся),
Любят долго потянуться ( потягиваемся),
Обязательно зевнуть ( зеваем и прикрываем ладонью рот),
Ну и хвостиком вильнуть ( покачиваем бедрами из стороны в сторону),
А волчата – спинку выгнуть ( оскал зубов и прогибание спины)
И легонечко подпрыгнуть ( прыжки).
Ну, а мишка косолапый ( руки согнуты в локтях, ноги расставить и слегка присесть),
Широко расставив лапы ( переступание с ноги на ногу),
То одну, то обе вместе ( поднимаем ногу и приставляем к другой),
Долго топчемся на месте ( переступаем с одной ноги на другую),
А кому зарядки мало ( разводим руки в стороны перед собой)-
Начинаем все сначала ( руки на пояс)!
Потом воспитатели делятся на 2 группы и предлагают пересказать при помощи движений другие стихи.
Утренние стихи
Как это приятно-
Проснуться
И встать,
И  синее небо в окне увидать,
И снова узнать,
Что повсюду – весна,
Что солнце и утро
Прекраснее сна.
И. Мазнин

Обуванчик
Уронило солнце
Лучик золотой-
Вырос одуванчик
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он- большого солнца
Маленький привет.
О.Высоцкая
7. Проект решения педагогического совета
1. Разработать рекомендации для родителей по развитию речи дошкольников в семье.
                                                                                                воспитатели всех групп
                                                                                                        до 01.06.2013 г.
2.Разработать программу совершенствования методов и форм взаимодействия педагогов ДОУ с родителями дошкольников.
                                                      старший воспитатель Мокеева С.В.
                                                                                              до 01.07.2013 г.
3.Собрать информацию у родителей об интересующих темах.  Обработать полученную от воспитателей информацию и учесть желание родителей при составлении годового плана на 2013-2014 уч.год.
                 воспитатели всех групп, старший восп-ль Мокеева С.В.       до 15.06.2013 г.
                                                                                                                                           Приложение №1
Проект-эстафета « Семейный календарь»

Комплекс мероприятий, действий, помогающим родителям воспитанников ДОУ   лучше узнать обозначенную проблему.

Цель: Создание условий для творческой самореализации родителей и построения конструктивных партнерских отношений ДОУ с семьей по вопросам развития устной речи детей.

Газеты выполняются членами семьи, посвященные семейному событию, празднику, семейной традиции, семейному укладу, участию семьи в жизни детского сада, семейному отдыху, увлечению – все, что направлено на развитие устной речи детей.   

Требования к оформлению:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             
-газета, альбом, журнал, книга;
- выполняется на любом формате, любой формы, любыми материалами;
- используются  фотографии семьи, коллажи, рисунки членов семьи, объемные аппликации и др.

Сроки подготовки материалов :
08.05.2013 – 16.05.2013 гг.

Определяется тематика , выбираются формы проведения встреч с родителями на основе их заявок и просьб, а также с учетом данных о семьях воспитанников.

Выбираются педагоги, ответственные за подготовку и проведение каждой из встреч. Это могут быть воспитатели групп, логопед, музработник, психолог и др.

С родителями согласуются удобные для них дни проведения встреч.

Продумывается структура и содержание каждой очередной встречи: составляется план или подробный сценарий с использованием методов активизации родителей.

Обеспечиваются заблаговременное  оповещение родителей о теме встречи и их подготовка к участию в ней.

Выясняется мнение родителей о пользе проведенной встречи в устном опросе, путем анкетирования и др.

Утренние стихи
Как это приятно-
Проснуться
И встать,
И  синее небо в окне увидать,
И снова узнать,
Что повсюду – весна,
Что солнце и утро
Прекраснее сна.
И. Мазнин


Обуванчик
Уронило солнце
Лучик золотой-
Вырос одуванчик
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он- большого солнца
Маленький привет.
О.Высоцкая



·     Игровое упражнение «Используемые формы работы с родителями в ДОУ»
Работу с родителями можно разделить на два блока: педагогическое просвещение родителей и включение родителей в деятельность ДОУ.

Задача педагогов: определить, какие формы работы необходимо использовать при решении основных задач в первом и втором блоке.

Блоки
задачи
формы
Педагогическое просвещение родителей












Повышение педагогической грамотности родителей

Включение родителей в деятельность ДОУ













Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью ДОУ.




1.Как вы понимаете, что такое работа с родителями?

2.Перечислите формы работы с родителями.

3.Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью?

4.Работа с трудными семьями. Какую семью вы считаете трудной? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?

5.Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?

6.Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны анкетирования.

7.Считаете ли вы эффективными такие формы работы с родителями, как «День открытых дверей», открытое занятие, выпуск газеты? Что это дает педагогам и родителям?







*********************************






Педсовет « Создание организационно-педагогических условий для повышения профессиональной компетентности педагогов: возможности, механизмы, проблемы»

Дата проведения: 23.10.2012 г.      13.30.

Для подготовки к педсовету ответьте на следующие вопросы: 
1. Понятие « профессиональная компетентность» педагогов с различных точек зрения. Связь понятий «профессионализм» и «профессиональная компетентность»
2. Каковы возможности развития профессиональной компетентности у педагогов нашего коллектива?
3. С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности?
4. Какова роль самообразования в развитии профессиональной компетентности педагога ДОУ?
5.  Какие проблемы следует решить в процессе деятельности коллектива педагогов по развитию профессиональной компетентности?

Базовые понятия:
Компетентность – это качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия.
Компетентность – качественная характеристика реализации человеком сформированных в образовательном процессе знаний, обобщенных способов деятельности, познавательных и практических умений, компетенций, отражающих способность, готовность человека активно и творчески использовать полученное образование для решения личностно и социально значимых образовательных и практических задач, эффективного достижения жизненных целей.
Профессиональный стандарт педагогической деятельности – система требований к качествам
( компетентности) субъекта деятельности, которые в своей целостности определяют возможность занятия конкретной должности и определяют успех в педагогической деятельности.


Профессиональная успешность – значимая социокультурная установка человека, критерии оценки деятельности любого специалиста, универсальный социопсихологический мотив самоиндентификации личности.
Профессиональная успешность создает реальные предпосылки к самореализации и развитию творческих способностей педагогов ДОУ, воздействует на личность, помогает осознать себя и значимость своей деятельности.
Способность к самореализации – один из критериев духовной и интеллектуальной зрелости человека и одновременно средство достижения определенной степени этой зрелости. Реализуя себя в течении всей жизни, мы делаем ставку в равной мере на повышение качества своей профессиональной деятельности и на достижение определенного уровня в жизни личной.

Личность педагога должна стать фактором формирования личности воспитанников только в том случае, если педагог является профессионально грамотным, свободным членом педагогического сообщества. Вот почему методическая работа, организованная в ДОУ, нацелена на профессиональное развитие, приобретение и закрепление статуса педагога, на его успешную самореализацию.

Профессионализм – особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную ( профессиональную) деятельность в самых разнообразных условиях.

Профессионализм – высокое мастерство, глубокое овладение профессией, качественное, профессиональное исполнение.

Профессионализм –это талант вкладывать душу в то, что ты делаешь здесь и сейчас.
Профессионализм – это высокий уровень мастерства человека, позволяющий ему добиться успеха в выбранном деле.
Профессионализм- это умение трезво оценивать фронт работ и рационально распределять свои силы для их выполнения.
Как достичь профессионализма:
Профессионалами не рождаются – в них вырастают. Желание отлично делать порученное дело, работоспособность, добросовестность и инициативность – ступени для приобретения профессионализма.
Чем большего успеха достиг человек в избранной им специальности – тем более высокий профессионализм он демонстрирует.

Цель: 1. Создание условий для роста профессионального мастерства, компетентности и творческого потенциала каждого специалиста
 2. Обеспечить выявление, поддержку и карьерное продвижение как можно большего количества педагогов ДОУ, мотивированных не только на личный успех, но и на служение интересам дошкольной педагогики.

Целевая аудитория педсовета: администрация, педагоги ДОУ.

Литература:
1.В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. Педагогика.- учебное пособие. М.:Школьная пресса, 2004.
2. А.А.Майер.- Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования// Управление дошкольным образовательным учреждением, №1 2007.
3. В.М.Лизинский.- О методической работе в школе. М.:Педагогический поиск, 2001.
4.Е.П. Панкова.- Повышаем профессиональную компетентность воспитателей//Управление дошкольным образовательным учреждением, №8  2008.



                 План педсовета:
1. Организационный момент-выступление старшего воспитателя
2. Игра «Поменяйтесь местами»
3. Игровое упражнение: найти все компоненты профессиональной компетентности педагога.
4. Проблемная педагогическая консультация: анализ диалога между старшим воспитателем и воспитателем ( моделирование)« Развитие коммуникативного компонента профессионально-педагогической компетентности»
5. Интервью с педагогами «Кто? Что? Где? Когда? Почему? Зачем? Куда? С кем?
6. Анализ анкетирования педагогов ДОУ « Изучение затруднений педагога в организации современного качественного образования». Сравнительный анализ с заявленными темами по самообразованию.
7. Работа микрогрупп: Составление модели идеального педагога- «путешествие на социальном лифте как средстве развития педагога нового формата».
8. Индивидуальная работа: «Определение степени готовности к профессиональному и личностному совершенствованию.
9. Принятие решения педагогического совета.






Ход педсовета:
 1. Организационный момент
Вступительное слово старшего воспитателя:
( обсуждается актуальность, цели и задачи педсовета)
Современная практика образования характеризуется активным включением педагогов в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приемов взаимодействия с детьми. В таких условиях особое значение придается состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению их квалификации, стремлению к самообразованию, самосовершенствованию.
Решающим фактором развития ребенка становится личность педагога. Профессия воспитателя ДОУ постепенно переходит в разряд специальностей, характеризующихся высочайшим уровнем мобильности. Она становится все более сложной, что связано с появлением новых профессиональных задач, поведенческих взглядов, с необходимостью освоения новых функций, востребованных современным обществом.
На первый план сегодня выходят такие личностные и профессиональные качества и компетенции воспитателя:
·       четкое видение современных задач дошкольного образования;
·       ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству;
·       гуманная педагогическая позиция;
·       умение заботится об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;
·       проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка;
·       умение создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;
·       умение работать с содержанием обучения и разнообразными педагогическими технологиями, придавая им личностно-смысловую направленность;
·       умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению субъективно и объективно новых подходов и технологий, оценивать их соответствие принятым на государственном уровне целям образования, задачам гуманизации образовательного процесса, возможностям и потребностям детей;
·       способность к самообразованию, самовыращиванию личностных структур сознания, придающих гуманный смысл деятельности педагога.
Нужно осознать всем нам сегодня, что мы находимся на пике модернизации образовательного процесса, который сопряжен с обсуждением его системы ценностей и выделяют в качестве приоритетной компетентностный подход, в равной степени для всех субъектов образования.

2 часть. Тематический пробег
2.1. Теоретическая ( работа с глоссарием)
1.Понятие « профессиональная компетентность» педагогов с различных точек зрения. Связь понятий « профессионализм» и «профессиональная компетентность»
2.Каковы возможности развития профессиональной компетентности у педагогов нашего коллектива?
3.С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности?
4.Какова роль самообразования в развитии профессиональной компетентности педагога ДОУ?
5.Какие проблемы следует решить в процессе деятельности коллектива педагогов по развитию профессиональной компетентности?

2.2. Игра- тренинг « Поменяйтесь местами»
Цели:
·       снятие эмоциональной напряженности;
·       создание доверительной атмосферы;
·       формирование чувства сплоченности пед.коллектива.
Время проведения – 5 мин.
Участники стоят в кругу. Ведущий называет некий признак, по которому они меняются местами. чтобы участники нашли больше признаков, объединяющих друг друга ( «Я не один такой»), вопросы необходимо подбирать по принципу: веселые, проблемные и чередовать их между собой.
- кто пришел в юбке;
- у кого подавленное настроение;
-у кого короткая стрижка;
-кто испытывает трудности в планировании своей деятельности;
-кто любит золотые украшения;
-кто не знает, как составлять конспекты организованной образовательной деятельности;
-у кого двое детей;
-кто иногда опаздывает на работу;
-у кого ничего не болит;
-кто не знает как общаться с родителями;
-кто любит играть роли;
-кто жалеет, что выбрал профессию педагога;
- кто любит отдыхать на море.

2.3. Игровое упражнение: Найти все компоненты профессиональной компетентности педагога ( индивидуальная работа с таблицей). Дискуссия.

2.4.Проблемная педагогическая консультация: анализ диалога между старшим воспитателем и воспитателем ( моделирование ситуации) – «Развитие коммуникативного компонента профессионально-педагогической компетентности»
Цель: Оценка умения устанавливать межличностные связи, выбирать оптимальный стиль общения, четко и ясно излагать мысли, организовывать и поддерживать диалог.
Установка: Воспитатель во время индивидуальной консультации излагает любую проблему, и затем начинается совместный поиск решения.
Пример диалога:
Воспитатель: Мне скучно на собственных занятиях, каково же детям?
Ст.воспитатель: Вам скучно всегда?
В.: Нет, иногда вроде бы ничего.
Ст.в.: А Вы иногда балуете детей активными формами, методами развития?
В.: Бесполезно, они орут.
Ст.в.:  Вы можете рассказать мне что-нибудь очень интересное из своей жизни?
В.: Вряд ли.
Ст.в.: У Вас хорошая дисциплина на группе?
В.: Редко.
Ст.в.: Почему?
В.:Я не умею быть требовательной и жестокой.
Ст.в.: Скажите, Вы были на занятиях, режимных моментах, прогулках у кого-нибудь из наших успешных воспитателей?
В:Меня никто не приглашал.
Ст.в.: Хорошо, мы решим.
В.: Вы думаете, этого будет достаточно?
Ст.в.: Вы хорошо знаете воспитанников своей группы, их родителей, они откровенны с вами, вы любите проводить с ними время, к вам ходят советоваться?
В.: Вы клоните к тому, что занятие не главное?
Ст.в.: Вообще-то, на мой взгляд, до поры  до времени занятие – всего лишь повод для более важных обстоятельств и конечно это не обучение, а занимательное дело. Без психологической готовности, личностной привлекательности, каторжной работы души, истинной преданности детям и делу трудно чего-либо добиться. я бы попробовала начать с общения,, совместных дел, готовности раскрыть душу навстречу детскому призыву – я готова дать вам индивидуальную консультацию по проблемным для вас вопросам, помочь составить индивидуальный план-проект роста профессиональной компетентности.
В.: Спасибо, стало немного ближе к рассвету.

2.5. Интервью с педагогами « Кто? Что? Где? Когда? Почему? Зачем? Куда? С кем?» - воспитатель/ педагог как субъект воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении.

2.6. Анализ анкетирования педагогов ДОУ « Изучение затруднений педагога в организации современного качественного образования». Сравнительный анализ с заявленными темами по самообразованию.

2.7.Работа микрогрупп: Составление модели  идеального педагога – « Путешествие на социальном лифте как средстве развития педагога нового формата»

2.8. Индивидуальная работа: « Определение степени готовности к профессиональному и личностному совершенствованию»

2.9. Принятие решения педагогического совета



Решение педсовета:
1. Составление и реализация проекта: «Повышение профессиональной компетентности и занятие достойного личностному потенциалу и амбициям каждого педагога места в образовательном пространстве ДОУ и образовательной сфере в целом»
                                     до 31 мая
                  Отв.старший воспитатель Мокеева С.В.

2. Разработка индивидуальных подходов к развитию профессионального потенциала с учетом градации педагогов по степени готовности к профессиональному и личностному совершенствованию.

                            до 1 февраля
              Отв.старший воспитатель Мокеева С.В.
   3. Провести корректировку тем и индивидуальных маршрутов самообразования с учетом выявленных проблем ( по результатам анкетирования).

                           до 31 ноября
                          Отв. педагоги ДОУ





           «Определение степени готовности к
              профессиональному и личностному 
                      совершенствованию»
Отвечая на вопросы, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл:
5- если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;
4 – скорее соответствует, чем нет;
3 – и да и нет;
2 – скорее не соответствует;
1-не соответствует.
1.   Я стремлюсь изучить себя.
2.   Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами.
3.   Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
4.   Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
5.   Я рефлектирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.
6.   Я анализирую свои чувства и опыт.
7.   Я много читаю.
8.   Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
9.   Я верю в свои возможности.
10.Я стремлюсь быть более открытым человеком.
11. Я осознаю то влияние, которое на меня оказывают окружающие люди.
12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
13. Я получаю удовольствие от освоения нового.
14. Возрастающая ответственность не пугает меня.
15. Я положительно бы отнеслась к продвижению по службе.



Игровое упражнение: найти все компоненты профессиональной компетентности педагога

Действие: выбрать нужные компоненты и отметить значком.

Интерес к профессиональной деятельности_________________
Наличие знаний о способах педагогической деятельности________
Умение ясно и четко излагать мысли, убеждать , аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения__________
Низкая самооценка___________________________
Умение решать научные, административные, финансовые вопросы____________
Умения сознательно контролировать результаты своей деятельности и и уровень своего развития______________________
Содействие деятельности психолого-педагогических организаций___________
Развитие чувства юмора, способности обнаруживать несуразности, видеть смешное в разных ситуациях______________________
Педагогический такт___________________________
Поиск и представление передовых идей и инновационного педагогического  опыта___________________________
Автономность в коллективе _________________________
Владение технологией педагогической деятельности как системой инвариативных педагогических умений по решению воспитательно-образовательных задач____________________________________
                




Анализ анкетирования педагогов ДОУ по теме: «Изучение затруднений педагога ДОУ в организации современного качественного образования»
Дата проведения: 12-17 октября 2012 г.

В анкетировании приняли участие 11 педагогов:8 воспитателей и 3 специалиста ДОУ.
Из 14 предложенных позиций педагогов не владеющих вопросами организации учебно-воспитательного процесса – нет.
1 воспитатель, по результатам своей самооценки,  считает, что свободно владеет , предложенными позициями.
Только 1 воспитатель  считает, что свободно не владеет ни одним из вопросов.
 По результатам ответов выявлен ряд позиций, по которым большинство педагогов владеют частично.
-умение планировать воспитательно-образовательный процесс: 46% (5 человек)
-умение обосновывать выбор тех или иных методов обучения, их оптимального сочетания и соотношения:46% ( 5 человек)
-использование методов, направленных на развитие воспитанников, с использованием принципа интеграции: 64% ( 7 человек)
- знание и применение различных технологий в обучении, воспитании и развитии воспитанников : 73% ( 8 человек)
-оказание дифференцированной помощи детям с разным уровнем подготовки и отношения к обучению : 46% ( 5 человек)
- использование здоровьесберегающих технологий: 27% ( 3 человека)
Педагогам ДОУ рекомендовать подбирать темы для самообразования с учетом профессионального мастерства,                                           проблем, которые вызывают у педагогов затруднение.


*********************************************************************************


                                                                                                                                               
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6» «Солнышко»


 ПЕДСОВЕТ

« МЕТОДЫ И ФОРМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО ТРУДОВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ»

 Составила: старший воспитатель Мокеева С.В.


Цели:
·       Выявить уровень готовности педагогов к трудовому воспитанию дошкольников.
·       Формировать способность быстро и логически мыслить, культурно общаться, умение работать в коллективе с коллегами, объединенные одной задачей.
Задачи:
     *Проанализировать степень эффективности использования методов и приемов обучения, направленных на активизацию самостоятельности дошкольников в трудовой деятельности.
     *Обобщить знания педагогов о теоретических основах трудового воспитания детей дошкольного возраста, этапах, формах и методах работы; способствовать творческому поиску.
Форма проведения: коллективное творческое дело (КТД)
Подготовка педсовета:
1.    Тематический контроль «Трудовое воспитание дошкольников»
2.    Сравнительный анализ освоения программного материала образовательной области «Труд» и уровня трудовой деятельности ( экспресс-анализ и оценка детской деятельности)
План проведения педагогического совета:
1.    Сообщение о выполнении решения предыдущего педсовета.
2.    Выступление старшего воспитателя о трудовом воспитании
3.    Дискуссия «А как думаете Вы?» на тему: «Трудовое воспитание дошкольников»
      4.КТД:
            - Тренинг на снятие эмоционального напряжения «Добрый джин» ( внешний и внутренний труд»
-Продуктивная рефлексивно-ролевая игра «Что поможет ребенку в нашем детском саду быть трудолюбивым»
-Игровое упражнение «Пинг-Понг»
- Игровое задание «Определи необходимый материал для уголка трудовой деятельности в соответствии со своей возрастной группой»

  5.Сообщение об итогах тематической проверки.
  6. Из опыта работы: самоанализ воспитателей по организации трудовой деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей и результатами мониторинга.
  7. Принятие решения педагогического совета.

  Ход  педсовета
1.    Сообщение о выполнении решения предыдущего педсовета.
2.    Выступление старшего воспитателя
Вопросы трудового воспитания дошкольников всегда занимали и занимают ведущее место в работе воспитателя детского сада. Особое значение этой работе придается в рамках внедрения ФГТ, где большое внимание уделяется формированию у детей навыков трудолюбия, которые могут проявляться в разных видах деятельности. В программах появился раздел «Труд», который на первый план выдвигает задачу: воспитание потребности трудиться. Виды и содержание труда не меняются. Данная задача решается в таких видах труда, как самообслуживание, труд в природе, дежурства и т.д. Но всегда возникает вопрос: почему дети, научившись трудиться, не применяют  эти навыки в свободной деятельности?
      В чем своеобразие трудовой деятельности дошкольников?
- Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, малыши часто переключаются на игру. Более старшие дети в ходе работы также нередко используют игру. Иногда во время игры у детей возникает потребность в каком-либо предмете. Тогда, чтобы игра стала более интересной, ребята изготавливают его сами. В играх дошкольники любят отражать труд взрослых и их взаимоотношения.
- Трудовая деятельность детей постоянно развивается. Становление каждого из ее составных компонентов ( навыки, постановка цели, мотивация, планирование работы, достижение результата и его оценка) имеет свои особенности.
     Формирование трудовых навыков также зависит от возраста. В раннем возрасте у ребенка складываются лишь предпосылки к овладению орудийными операциями. Овладение простейшими орудиями труда происходит в младшем дошкольном возрасте.
    Постановка цели отражает специфику дошкольного возраста. Дети младшего возраста еще не умеют ставить цель в труде. Эта способность у малышей развивается постепенно в процессе самообслуживания. Вначале цель ставит педагог. Старшие дошкольники сами ставят цель, выполняя повседневные обязанности, однако  делают это только в привычных ситуациях. При изменении условий им следует подсказать, что надо делать. Способность детей самостоятельно ставить цель наиболее успешно развивается в тех видах труда, где в итоге получается материальный результат.
    Целью работы педагогов по формированию у детей самостоятельных навыков в труде является проявление ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результату.
    Для организации работы выделены условия и средства:
·       индивидуальный подход к ребенку;
·       трудовые традиции региона
·       реализация проектов;
·       художественные средства, природа;
·       собственная деятельность детей;
·       положительный пример трудовой деятельности.
Ни один ребенок не будет трудиться, если он не умеет выполнять эти действия. Поэтому на первый план мы поставили обучение детей трудовым навыкам, которые четко определены в программе.
3.Дискуссия «А как думаете Вы?» на тему: «Трудовое воспитание дошкольников» ( вопросы дискуссии Приложение №1)
4.Коллективное творческое дело:
*Тренинг на снятие эмоционального напряжения «Добрый джин»- внешний и внутренний труд ( используется правило круга)
Каждый участник дает свой вариант ответа на три положения:
//Для жителей твоего города;
//Для твоего дома, семьи
//Для самого себя лично
*Продуктивная рефлексивно-ролевая игра «Что поможет ребенку в нашем детском саду быть трудолюбивым?»
   Педагогам предлагают разделиться на 3 группы, выбрав для своего стола табличку: «Воспитатели», « Родители», « Администрация». Каждая группа определяет со своей точки зрения варианты по повышению уровня положительного отношения к труду. Все  идеи заносятся в протокол:

группа
примерные идеи
1
воспитатели
- «Начни с себя!»- личный пример педагога
-Самообразование воспитателей по вопросам трудового воспитания
-Следует проанализировать эффективность используемых педагогических приемов воздействия на детей.
- Использовать разнообразные формы работы с родителями по формированию трудовых навыков у детей.
2
родители
- Надо найти способ «оторвать» детей от телевизора и компьютера
-Принцип «Начни с себя»- пример взрослого
-Беседы с педагогами о трудовых достижениях детей принося пользу
3
администрация
-Необходимо организовать обучение педагогов методам и технологиям трудового обучения дошкольников
-Рекомендовать педагогам учитывать все индивидуальные психофизические особенности своих воспитанников
- Приобрести недостающее оборудование для трудовой деятельности детей согласно перечня




*Игровое упражнение «Пинг-Понг» ( педагогу надо быть не тоько подкованным теоретически, но и быть эрудированным)
Педагоги делятся на две команды. Представитель каждой команды выбирает шарик с вопросом для противоположной команды. Кидает ей шарик. Конкурс немного коварный, на удачу.
1 Вопрос: Скажите, какое отношение могут иметь к нашему педсовету букет  цветов, стоящих на столе?
Ответ: При напряженном дне, насыщенном умственной работой и зрительным напряжением, очень хорошо иметь в помещении композицию из цветов, имеющих белую, розовую, желтую и зеленую окраску. Эти цвета стимулируют нервную деятельность, т.к.меньше утомляют зрение, а зеленый- восстанавливает. А красивые цветы улучшают наше настроение.
2 Вопрос: Как Вы понимаете выражение: «голубая кровь». Откуда возникло это выражение?
Ответ: Голубая кровь существует у раков и морских червей. Происхождение понятия «голубая кровь» древнее, родом из Испании, где простые крестьяне отличались от богатых людей темной загорелой кожей. Белая кожа с хорошо просматриваемыми голубыми жилками была признаками благородства. Это перешло и в другие страны.
*Игровое задание «Определи  необходимый материал для уголка трудовой деятельности в соответствии со своей возрастной группой» -Приложение №2
 5.Сообщение старшего воспитателя об итогах тематической проверки.
Анализ работы проводится по критериям таблицы тематической проверки.
  6. Из опыта работы: самоанализ воспитателей по организации трудовой деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей и результатами мониторинга.
  7. Принятие решения педагогического совета.


Решение педагогического совета:
1. Разработать план самообразования по совершенствованию работы формирования трудовой деятельности и активности воспитанников в соответствии со своей возрастной группой.
                                 до 01 02.2013 г.
                            отв.: воспитатели групп
 2. Провести инвентаризацию материалов для уголка трудовой деятельности, дополнить недостающими.
                                до 01.02.2013 г.
                             отв.: воспитатели групп

3.Оформить информационные материалы для родителей по трудовому воспитанию дошкольников.
                                до 27.02.2013 г.
                              отв.воспитатели групп
 4. Контроль за выполнением п.1-3 решения педсовета возложить на зам.зав.по АХЧ Пикину М.В. и старшего воспитателя Мокееву С.В.




 Приложение №1
Дискуссионные вопросы на тему «Трудовое воспитание дошкольников»
// А как думаете Вы?//
1.   Актуальна ли в наше время проблема трудового воспитания?
2.   Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании применительно к детям дошкольного возраста?
3.   Обладаете ли вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в трудовом воспитании у детей? Какими?
4.   Считаете ли вы нужным увеличить запас знаний, умений и навыков детей по трудовому развитию у детей? Каких именно?
5.   Позволяет ли вам ясность, образность и выразительность речи донести до сознания детей информацию по трудовому воспитанию?
6.   Можете ли вы проектировать и планировать работу по данному направлению с детьми той возрастной группы, с которой работаете?
7.   Владеете ли вы соответствующими методиками и технологиями?
8.   Правильно ли организована в групповой комнате предметно-развивающая среда? Какая?
9.    Востребована ли тема трудового воспитания детей в работе с семьей?


                                                                                      Приложение №2
Игровое задание: «Определи необходимый материал для уголка трудовой деятельности в соответствии со своей возрастной группой»
Содержание материала в уголке труда
возрастные группы, лет
3-4
4-5
5-6
6-7
Уголок дежурств по столовой:
·       фартучки, косынки, пилотки
·       стенд для фотографий или картинок детей
·       стенд для оценки дежурств детей
·       Щетки-сметки, совок

+
+

+
+

+
+

+

+

+
+

+

+
Уголок дежурств по уголку природы:
*стенд для картинок или фотографий
* фартучки клеенчатые ( 3-4)
* палочки-рыхлители
* пульверизаторы
*тряпочки для протирания листьев
*большая клеенка для стола
* лейки (2-3)
* модели ухода за растениями, модель посадки огорода на окне
*дневники наблюдения за растениями
*модели черенкования, пересадки растения







+

+
+
+

группа


+

+
+
+
+

+
+
+

группа


+

+
+
+
+

+
+
+

индивид.

+


+

+
+
+
+

+
+
+

индивид,

+

Уголок хозяйственно-бытового труда:
*фартуки на подгруппу детей
* клеенка большая на стол
* тряпочки для протирания пыли и мытья игрушек
*тазики для стирки кукольного белья
*модель последовательности стирки белья
*модель последовательности работы в группе
* модель трудового процесса





+
+
+

+


+
+
+

+

+

+

+


+
+
+

+

+

+

+
Уголок дежурств по занятиям:
·       стенд с фотографиями детей или картинками
·       модель оценивания качества работы дежурных
·       модель или алгоритм подготовки столов к разным видам занятий
·       алгоритм действия дежурного по уборке материалов после занятия



+

+

+


+

+

+

+


+
Уголок ручного труда:
·       подборка природного материала
·       набор для рукоделия
·       набор для столярных и плотницких работ
·       наборы бумаги, картона, бросового материала, ниток, ножницы



+

+
+

+

+

+
+

+





*********************************************************************************


           ПЕДСОВЕТ
  Тема: «Интегрированный подход в организации воспитательно- образовательного процесса ДОУ»


Домашнее задание:

Презентация: Как я планирую воспитательно-образовательный процесс на интегративной основе? (сущность, содержание, структура и методика проведения интегрированных занятий)

 ЦЕЛЬ:
·    Поддерживать интерес педагогов к самостоятельному изучению целенаправленного использования интегративного подхода при организации образовательного процесса.

·    Интеграция деятельности «специалисты – педагог» и ее коррекция.


·    Совершенствование профессионализма педагогов при использовании принципа интеграции образовательных областей.



1 часть
Организационный момент

Вступительное слово – «приветствие – напутствие» участникам педагогического совета зам.зав.по УВР. Обсуждается актуальность темы.

2 часть
Аналитическая справка о результатах тематической проверки: « Интеграция всех субъектов образовательного пространства ДОУ в воспитательно- образовательном процессе»

3 часть
Педагогическая
«Педагогический пробег» - (домашнее задание)
Педагоги презентуют: Планирование воспитательно-образовательного процесса на интегративной основе ( сущность, содержание, структура и методика проведения интегрированных занятий).

4 часть
Банк идей

Педагоги делятся на 2 команды. Каждая команда выявляет затруднения интеграции образовательных областей; затем обменивается и находит пути их преодоления. Формируется банк идей.




5 часть
Психологическая (проводится педагогом-психологом)
Интерактивная беседа: «Формирование интегрированных качеств личности дошкольника»

6 часть
Дидактическое упражнение
Используя высказывания, дополнить таблицу ( Принципы формирования целостной картины мира – реализация принципов)

7 часть
Интеграция деятельности «Специалисты – педагог ( практические рекомендации)

8 часть
Аналитическая
Анализ анкетирования педагогов «Оценка уровня сформированности профессиональных умений педагогов, связанных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей

9 часть
Заключительная

Принятие решения педагогического совета




Словарь определений


Дошкольное образование – разносторонний, целенаправленный, функционально единый процесс воспитания и обучения, обеспечивающий физическое и психическое развитие ребенка, своевременный и полноценный переход его на следующую ступень образовательной системы – школу.

Интеграция содержания дошкольного образования состояние ( или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.


Комплексно-тематическое планирование – соединение образовательных областей в единое целое на основе принципа тематического планирования образовательного процесса.

Вариативность дошкольного образованияспособность образовательных структур и образовательной деятельности соответствовать потребностям и возможностям различных групп дошкольников и индивидуальным особенностям отдельных детей.

Качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия Федеральным государственным образовательным стандартам и Федеральным государственным требованиям и потребностям заказчика образовательных услуг, социальным и личностным ожиданиям человека.

Метод проектов-это совокупность приемов, действий обучающихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для обучающегося и оформленной в виде некого конечного продукта. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных образовательных областей.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности ( знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно, продуктивно действовать по отношению к ним.

Парадигма образования- это общепринятый в данном научном сообществе подход, т.е. целостная совокупность идей, ценностей, методов и стиля в сфере образовательной деятельности; в настоящее время произошла смена парадигмы: с «знаниевой» к «деятельностной», ориентированной на социализацию индивида в быстро меняющейся реальности.

Предшкольное  образование- это система действий, обеспечивающих одновременное решение двух задач: 1) подготовить детей к обучению как новому для них виду деятельности ( мотивационная готовность, познавательно- речевое развитие и пр.; 2) подготовить детей к обучению именно в школе ( т.е. к работе в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками)



   Критерии планирования взаимодействия «педагог- специалист»

1.Отражение в планах единства тематики педагогической деятельности специалистов и педагогов.
2.Совпадение целей и задач педагогической деятельности при интеграции занятий.
3.Использование в планировании мотивации деятельности.
4.Использование при планировании дополнительной литературы и новых технологий.
5.Учет возрастных, индивидуальных особенностей детей и их половых различий.
6.Отражение в своей деятельности работы с родителями, их привлечение к участию в педагогическом процессе.



Роль специалиста в ДОУ 
1.Помогает воспитателю расширять кругозор ребенка.

2.Помогает ориентироваться в окружающем мире и становится образцом подражания.

3. Привлекает родителей к союзу «педагог – ребенок – родитель».

4. Обучает воспитателей и детей своему виду деятельности.



 РЕШЕНИЕ ПЕДСОВЕТА 

1.Осуществлять систему взаимодействия «Педагог – психолог – специалист» при планировании образовательного процесса в ДОУ.
                                                       Ответственные: зам.зав.по УВР,
                                                                         старший воспитатель
                                                                          Дата : в течении года

2. Разработать памятку для педагогов: «Рекомендуемые формы работы с детьми по образовательным областям»
                                             Ответственный : старший воспитатель
                                                                           

3. Отражать в календарных планах образовательную деятельность в процессе режимных моментов ( фронтально, многочисленными и малыми группами, индивидуально); самостоятельную деятельность детей.
                                                      Ответственные: воспитали групп
                                                                             

4. Информировать родителей с успехами детей в рамках реализации одного дела.
                                                   Ответственные: воспитатели групп
                                                                               


Литература:

1.Безрукова Е.В., Иванова А.А. Подходы к планированию и организации работы в контексте ФГТ// Управление дошкольным образовательным учреждением. 2011 г. №8.

2.Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в системе воспитательно- образовательной работы детского сада// М. Мозаика-синтез. 2010.

3.Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. // М. Мозаика- синтез. 2010.

4..Елжова Н.В.Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ: практическое пособие для старших воспитателей, руководителей, студентов педагогических колледжей и вузов.// Ростов н/Д. Феникс, 2008.

5. Рабочая тетрадь слушателя курсов воспитателей дошкольных образовательных учреждений. //ВИПКРО . кафедра дошкольного образования. В.2011 .







***********************************************************************

Педагогический анализ - 
ведущая функция управления ДОУ

В основе результативности работы ДОУ лежит постоянное совершенствование воспитательно-образовательного процесса.  Поэтому практическая деятельность руководителя и методической службы ДОУ формируется в процессе педагогического анализа информации о деятельности ДОУ.
Анализ итогов учебного года самый сложный из всех; без него невозможно на научной основе определить задачи, планировать, прогнозировать, регулировать и контролировать эффективность деятельности педагогического коллектива. Построение управления на основе системного анализа позволяет видеть, оценивать и качественно изменять воспитательно-образовательный процесс, прогнозируя пути его дальнейшего развития, устранять причины обнаруженных недостатков.
Для проведения анализа итогов учебного года необходимо определить его содержание.  Постоянными блоками, которые оказывают существенное влияние на ход и развитие учебно-воспитательного процесса, являются следующие:
1.Охрана жизни и здоровья детей
При анализе уровня здоровья детей, охраны их жизни используются данные медицинских работников, психолога, воспитателей, инструкторов по физической культуре.
-заболеваемость детей и сотрудников в течении года;
-суммарные данные по группам здоровья;
-процент детей, имеющих хронические заболевания;
- процент детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях;
- показатели адаптации вновь прибывших детей;
-система физкультурно-оздоровительных мероприятий;
-процент травматизма;
-санитарно-гигиенический режим ( рациональная организация жизни детей, санитарно-просветительская работа, гигиеническое воспитание);
- организация системы рационального питания;
-социальная защита детей;
-организация учебно-воспитательного процесса с точки зрения формирования здоровья и здорового образа жизни.
- систему обеспечения безопасной жизнедеятельности (ОБЖ);
-общие выводы по блоку ( тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни;
- резервы планирования деятельности на новый учебный год.
2.Качество воспитания и образования ( или результаты выполнения ООП ДО)
- анализ уровня освоения образовательных областей ( Мониторинг образовательного процесса, мониторинг детского развития);
-анализ детской деятельности ( экспресс-анализ и оценка детской деятельности)
-анализ выполнения авторской программы
-оценка уровня нервно-психического развития детей 3-х лет и др.
-уровень готовности к обучению в школе детей подготовительной группы
 ( результаты диагностики развития); анализ успеваемости учеников 1-3 классов, бывших воспитанников детского сада.
- анализ коррекционной работы;
-общие выводы и резервы повышения качества выполнения ООП ДО
3.Уровень методической работы с кадрами ( или анализ системы методической работы с кадрами)
-общие сведения о кадрах;
-сведения о самообразовании педагогов ДОУ;
-информация об участии педагогов в методической работе;
-сведения о награждениях, поощрениях и материальном стимулировании;
-сведения  о повышении квалификации сотрудников;
-информация об аттестации педагогических кадров;
-анализ условий успешного достижения педагогами конечных результатов: фиксация участия педагогов в поисковой, исследовательской и экспериментальной работе; результаты диагностирования факторов, стимулирующих творческое развитие педагогов, факторов, препятствующих обучению, развитию и саморазвитию педагогов.
- качество научно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса;
-общие выводы, выявленные тенденции и резервы планирования работы с кадрами.
4. Анализ взаимодействия с семьей, школой и другими организациями
-характеристика семей: сколько всего, их социальный состав, образовательный уровень и др.
- анализ состояния психолого-педагогического просвещения родителей;
-анализ выполнения планов совместной работы ДОУ и школы, всех субъектов социума.
-общие выводы.
5. Анализ материально-технического и финансового обеспечения
- уровень обеспеченности учебно-воспитательного процесса учебным оборудованием, техническими средствами обучения, методической литературой для детей и педагогов;
- уровень обеспеченности жизнедеятельности ДОУ оборудованием и материалами;
- соответствие санитарно-гигиеническим требованиям тепло-, водо-, электроснабжения, канализации, средств пожарной безопасности;
-общие выводы
6. Анализ управленческой деятельности руководителя ДОУ
- наличие системы внутрисадовской информации по конечным результатам и условиям их достижения;
-наличие системы анализа оперативного, тематического и итогового;
- планирование и организация поисковой, исследовательской, экспериментальной работы;
-деятельность Совета педагогов;
-деятельность органов соуправления;
-система контроля, ее нацеленность на конечные результаты.

Такова в общих чертах педагогическая технология оптимизации одной из важнейших функций управления- информационно-аналитическая.

Таким образом, совершенствование системы педагогического анализа предусматривает внедрение системного подхода  к анализу итогов учебного года в ДОУ.


Управление методической работой
Важная роль в решении задач качества дошкольного образования отводится методической службе в детском саду. Вот почему так важно понимание сущности и основного назначения методической работы в определении ее содержания и организации.
    Для эффективности педагогического процесса необходим постоянный поиск новых, более результативных методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача детям содержания образования. При этом методической деятельности отводится главенствующая роль в создании и внедрении в практику наиболее эффективных методов воспитания и обучения детей.
  В книге «Управление современной школой» под  редакцией М.М. Поташника дается такое определение:
« Под методической работой  в школе мы понимаем целостную, основанную на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений учителя, систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на всестороннее повышение  профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на обобщение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете- на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития конкретных учащихся, классов»
Данное определение в полной мере относится и к дошкольному образованию.
  Любое образовательное учреждение проходит следующие этапы: становление, функционирование, развитие. Если коллектив ( как наш) переходит на работу в инновационном режиме( новое содержание обучения), это предполагает создание новой модели методической работы, обеспечивающей переход дошкольного образовательного учреждения из режима функционирования в режим развития. Поэтому задачей методической службы становится создание такой образовательной среды, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива. А управление методической работой представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие всех участников образовательного процесса с целью эффективного, планомерного использования сил, средств, времени и кадровых ресурсов для достижения оптимального результата.
     Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, так как прежде всего способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все ее формы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателей. Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми, в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Поэтому невозможно согласиться с пониманием методической работы как только службы корректирования ошибок в деятельности воспитателей, хотя в ходе ее приходиться решать и эти проблемы. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам.
     Однако проблема повышения профессионального мастерства каждого педагога дошкольного учреждения по-прежнему остается одной из самых сложных. Ни для кого не секрет, что иногда на организацию мероприятий тратится много сил, а отдача ничтожно мала.
    Чем же объяснить все эти проблемы?
    Чтобы проанализировать эффективность методической работы в ДОУ, были сформулированы критерии ее оценки.
    Первым критерием результативности методической работы можно считать результаты развития детей, достижение оптимального уровня для каждого ребенка или приближение к нему за отведенное время без перегрузки детей.
    Второй критерий экономичности методической работы определяется как соотношение возрастания мастерства воспитателей, затрат и времени и усилий на методическую работу и самообразование, но без перегрузки педагогов  этими видами деятельности.

    Третий критерий заключается в том, что в коллективе наблюдаются улучшение психологического микроклимата, рост творческой активности педагогов и их удовлетворенности результатами своего труда.
   Таким образом, определив основные критерии оценки методической работы, можно сделать вывод о том, что педагоги, осуществляющие методическую работу в ДОУ, должны быть грамотными аналитиками- специалистами в области анализа с присущим глубоким проникновением в суть вещей, которое потребует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств.
   Анализ – это метод исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части с последующим их сравнением.
    Деятельность методической службы ДОУ направлена на решение приоритетных и неотложных задач, поэтому проектировать, определять ее содержание следует по всему составу функций управления методической работы:
1.    Диагностико-аналитическая-  связана с познанием и самосознанием личности, ее результатов, социально- психологического климата в педагогическом коллективе с целью его оптимизации и реализации творческого потенциала, индивидуального стиля деятельности педагогов и др.
2.    Проективно-конструктивная – проявляется в планировании работы дошкольного учреждения, проектировании развития педагогического коллектива, его сотрудничества с родителями, определении близких, средних, дальних его перспектив, путей преодоления трудностей, роста профессионального мастерства педагогов, самосовершенствование и др.
3.    Изыскательно-инновационная – связана с отбором, поиском новых прогрессивных психолого-педагогических идей, эффективных методов и приемов дошкольного воспитания, и внедрением их в практику.
4.    Организационно- регулирующая – проявляется в организации деятельности педагогического коллектива, его сплочении, в регулировании системы отношений в педагогическом коллективе и создании благоприятного социально- психологического климата в нем; нахождении наилучшего применения способности каждого члена педагогического коллектива; сотрудничестве и сотворчестве с родителями; в организации и саморегуляции своей профессиональной деятельности.
5.    Стимулирующая – выражается в активизации, стимулировании деятельности педагогов в целях ее совершенствования, формирования потребности в профессиональном самовоспитании и т.п.
6.    Информационно-нормативная- проявляется в оперативном управлении педагогического коллектива о новых достижениях в области психологии и педагогики дошкольного воспитания, передовом опыте общественного и семейного воспитания и т.п.

Подробнее остановимся на первой функции управления методической работы в ДОУ: диагностико-аналитической, т.к. педагогический анализ является ведущей функцией управления методической работой в ДОУ.
В современных условиях необходимы качественно новые подходы к аналитической деятельности. Аналитическая деятельность является важнейшей частью управления. Педагогический анализ- функция управления дошкольным образовательным учреждением в целом, и методической работой в ДОУ – в частности. Он направлен на изучение состояния и тенденций развития, объективную оценку результата воспитательно- образовательного процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы  или перехода ее в более высокое качественное состояние.
 Без педагогического анализа невозможно на научной основе определить задачи, планировать, прогнозировать, организовывать, регулировать и контролировать эффективность деятельности педагогического коллектива. Построение управления на основе системного анализа позволяет старшему воспитателю видеть, оценивать и качественно изменять воспитательно-образовательный процесс, прогнозируя пути его дальнейшего развития, устранять причины обнаруженных недостатков.
   Старший воспитатель ДОУ в своей  работе может использовать три вида педагогического анализа: оперативный, тематический, итоговый.
     Оперативный ( однодневный) анализ направлен на сбор информации о состоянии воспитательно- образовательного процесса.  Старший воспитатель на основе оперативного контроля получает информацию о ходе и состоянии дел за день, неделю, месяц. Его содержание строится на основе посещения различных видов образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей и др. Выводы и рекомендации оперативного анализа должны сопровождаться своевременной реакцией со стороны старшего воспитателя, зам.зав.по УВР и заведующего ДОУ, выработкой и принятием мер по качественному улучшению воспитательно- образовательного процесса ДОУ.
   Тематический анализ представляет системный подход к изучению воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Цель тематического анализа – диагностика тех или иных наиболее значимых сторон педагогического процесса, установление их взаимосвязей и зависимостей, выработка рекомендаций.
Содержание тематического анализа – изучение хода и состояния наиболее  важных сторон педагогического процесса, характеризующих воспитательно- образовательный процесс в целом, систему отдельных воспитателей и педагогического коллектива. При этом анализ  работы педагога не ограничивается просмотром  различных видов образовательной деятельности, он включает  изучение деятельности воспитателя по повышению своего профессионального уровня, базовой культуры и т.п. Методическая служба ДОУ  исследует качество подготовки и проведения организованной образовательной деятельности,  качество знаний воспитанников по тем или иным образовательным областям. На основе материалов анализа вырабатываются рекомендации по регулированию воспитательно-образовательного процесса в целом и отдельных его частей для итогового анализа.
 Итоговый анализ проводится по показателям результативности работы за учебный год с целью оценки деятельности ДОУ в целом, выработки на основе выводов рекомендаций по совершенствованию работы.


Анализ- это метод исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части с последующим их сравнением.

Аналитическая деятельность- функция управления образовательным учреждением, направленная на изучение состояния и тенденций развития, объективную оценку результата воспитательно-образовательного процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или перехода ее в более высокое качественное состояние.

Качество дошкольного образования – это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.

Управление: по содержанию- это регулирование воспитательно-образовательного процесса в целях повышения его качества; по форме- это процесса анализа информации.




Комментариев нет:

Отправить комментарий