Педагогический совет - круглый стол
«Построение конструктивных партнерских отношений
ДОУ и семьи
по развитию устной речи детей»
Составила: старший воспитатель
Мокеева С.В.
Цели педсовета:
· Анализ процесса взаимодействия
воспитателей с родителями дошкольников
по развитию устной речи детей.
· Формирование умений педагогов дифференцированно подходить к
организации работы с родителями.
Задачи педсовета:
1. Выявить и проанализировать
эффективность используемых форм и методов взаимодействия детского сада и семьи.
2. Разработать систему мер по решению
проблемы взаимодействия ДОУ и родителей.
Подготовительный период:
На педсовет в обязательном порядке приглашаются
члены родительского комитета ДОУ.
Разработка и выдача памятки
родителям « Факторы успешного речевого развития».
План проведения:
1. Игра для рабочего настроя « Волшебная
палочка»
2. Выступление старшего воспитателя: «
Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. Условия
успешного речевого развития. Развитие речи детей дошкольного возраста в семье»
3. Теоретическая часть.
4. Практическая часть:
-Игровое упражнение: «Используемые формы работы с родителями в ДОУ»;
- Решение педагогической ситуации;
-Игровое
упражнение « Определи логическую последовательность»
5. Презентация воспитателями и родителями
проектов-эстафет
« Семейный календарь»
6.Рассказывание стихов руками, как один
из факторов успешного речевого развития.
7. Принятие решения педагогического
совета.
Литература:
1. Л.М. Сыромятникова. Педагогические
советы в дошкольном образовательном учреждении. М.Планета, 2011 г.
2. Н.Ф. Дик. Педагогический совет в
дошкольном образовательном учреждении. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2005 г.
3. Н.В.Елжова. Педсоветы, семинары,
методические объединения в ДОУ. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008 г.
4. А.И. Колобанова, В.А.Лисина, Л.Н.Киш
и др. Педагогические советы: профессиональное партнерство. Волгоград. 2012 г.
Ход проведения:
1. Игра
для рабочего настроя «Волшебная палочка»
Цель:
пробудить интерес участников педагогического совета педагогов друг к
другу, поставить их в определенные зависимости друг от друга, настроить
педагогов на совместную работу.
Правила игры:
« Волшебная палочка» ( ручка, карандаш, линейка и т.п.) передается из рук
в руки каждому участнику педагогического совета педагогов и сопровождается
речью по какому – то заранее заданному заказу-правилу. Варианты могут быть
следующими:
· передающий называет любое число, а
принимающий на 2, 3,4 единицы больше или меньше;
· передающий называет существительное,
а принимающий прилагательное ( глагол), образованное от названного
существительного;
· передающий называет сказку, а
принимающий – персонаж из названной сказки.
2. Выступление
старшего воспитателя
· «Актуальность проблемы речевого развития»
Говорить умеют почти все, но
говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся
речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из
главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от
других представителей живого мира. Именно
через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития
личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития
невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных
психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи
у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития
речи является одной из актуальных.
· «Причины низкого уровня развития»
1.Некомпетентность педагогов по проблемам становления речи.
Воспитатель знает методику, но не технологию. При проведении занятия видит себя
и приемы, но не видит ребенка. Не знает уровня развития речи.
2. Речевое развитие рассматривается как изолированный психологический процесс в отрыве
от мышления, воображения, эмоций.
3. Рассматривают развитие речи как подражание и забывают про формирование
языковых обобщений.
4. Обучение языку идет в лингвистической форме, игнорируют
коммуникативные умения, отсюда- отсутствие культуры речи и культуры общения.
5. При обучении воспитатели
ориентируются на средний уровень развития ребенка и используют
фронтальные методы.
6. Работа по развитию речи кропотливая, ежеминутная, результата сразу не
видно и воспитатель не хочет ею заниматься.
7.Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно
начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период. В
странах Африки до трех лет дети опережают по речевому развитию детей Европы,
потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней, - комфортное пребывание
способствует успешному развитию.
· «Развитие речи детей дошкольного возраста в семье- условия»
1. Интересно организовывать жизнь
ребенка.
2. Постоянно побуждать ребенка говорить.
3. Создавать соответствующую обстановку,
среду. У хорошо говорящих родителей не всегда говорят дети.
4. Побуждать детей обращаться к взрослым
с вопросами, суждениями, высказываниями.
5. Взрослые задают детям образцы
правильной литературной речи:
речь взрослых четкая, ясная,
красочная, полная, грамматически правильная; в речь включаются разнообразные
образцы речевого этикета.
6. Взрослые развивают у детей связанную речь с учетом их
возрастных особенностей: поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению
определенного содержания, организуют диалоги между детьми и взрослыми.
7. Упражнять детей в выполнении
словесной инструкции.
8. Приобщать детей к культуре чтения
художественной литературы .
3. Теоретическая
часть
-Как вы понимаете, что такое работа с родителями?
-Перечислите формы работы с родителями.
- Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью?
- Работа с трудными семьями. Какую семью вы считаете трудной? Какую
работу необходимо проводить с трудными семьями?
- Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?
- Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные
стороны анкетирования.
- Считаете ли вы эффективными такие формы работы с родителями, как «День
открытых дверей», открытое занятие, выпуск газеты? Что это дает педагогам и родителям?
4. Практическая
часть
· Игровое упражнение «Используемые формы работы с родителями в ДОУ»
Работу с родителями можно разделить на два блока: педагогическое
просвещение родителей и включение родителей в деятельность ДОУ.
Задача педагогов: определить, какие формы работы необходимо использовать
при решении основных задач в первом и втором блоке.
Блоки
|
задачи
|
формы
|
Педагогическое
просвещение родителей
|
Повышение
педагогической грамотности родителей
|
|
Включение
родителей в деятельность ДОУ
|
Создание
условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за
деятельностью ДОУ.
|
|
· Решение педагогической ситуации
- Какую роль играет семья в формировании речи ребенка?
( Варианты ответов)
Речь взрослого является эталоном для ребенка.
Рассмотрим пример из жизни одного ребенка ( рассказ мамы):
« Когда моя дочь ходила в детский сад, у нее был воспитатель родом из
Белоруссии. В ее речи иногда встречались родные для нее слова. Однажды я говорю
дочери: «Настя, иди и вымой подошву своих ботинок» . а она поправляет меня:
«Мама, надо говорить правильно подошва ( ударение на окончание), а не подошва (
ударение на второе «О»). Нам Надежда Павловна всегда говорит так, а ты говоришь
неправильно». Долгое время пришлось потом поправлять речь ребенка и объяснять
ей, почему Надежда Павловна говорит так, чтобы не затронуть авторитет
воспитателя, потому что дети очень любили веселую и добрую Надежду Павловну.»
- Что бы вы порекомендовали родителям по формированию речи
ребенка-дошкольника?
( Варианты ответов)
· Игровое упражнение «Определи логическую последовательность»
Задача: определить оптимальную
последовательность действий педагога при подготовке и проведении встречи с
группой родителей.
Ход упражнения:
Каждый педагог получает карточку, на которой сформулированы фрагменты
проведения или подготовки встречи с родителями. Посовещавшись в течении
регламентированного времени, играющие представляют последовательность действий
при организации и проведении встречи, комментируя свой выбор.
Содержание текста на карточках:
1. Определяется тематика , выбираются
формы проведения встреч с родителями на основе их заявок и просьб, а также с
учетом данных о семьях воспитанников.
2. Выбираются педагоги, ответственные за
подготовку и проведение каждой из встреч. Это могут быть воспитатели групп,
логопед, музработник, психолог и др.
3. С родителями согласуются удобные для
них дни проведения встреч.
4. Продумывается структура и содержание
каждой очередной встречи: составляется план или подробный сценарий с
использованием методов активизации родителей.
5. Обеспечиваются заблаговременное оповещение родителей о теме встречи и их
подготовка к участию в ней.
6. Выясняется мнение родителей о пользе
проведенной встречи в устном опросе, путем анкетирования и др.
5. Презентация
воспитателями и родителями проектов-эстафет «Семейный календарь» ( Приложение
№1)
6. Рассказывание
стихов руками, как один из факторов успешного речевого развития
Установлено,
что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная
связь. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию
напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию
правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает и
ускоряет запоминание стихов. Попробуем рассказать стихотворение А.Барто
«Звериная зарядка» при помощи движений.
Раз-присядка
( показать 1 указательный палец левой
руки, присесть, руки на пояс),
Два-прыжок (
2 пальца показать на левой руке и выпрыгнуть вверх)-
Это заячья
зарядка ( руки развести перед собой в стороны, потом ладони прижать к голове,
изобразить уши зайца)
А лисята как
проснуться ( рукой показываем пышный лисий хвост, потом трем руками глаза –
просыпаемся),
Любят долго
потянуться ( потягиваемся),
Обязательно
зевнуть ( зеваем и прикрываем ладонью рот),
Ну и
хвостиком вильнуть ( покачиваем бедрами из стороны в сторону),
А волчата –
спинку выгнуть ( оскал зубов и прогибание спины)
И легонечко
подпрыгнуть ( прыжки).
Ну, а мишка
косолапый ( руки согнуты в локтях, ноги расставить и слегка присесть),
Широко
расставив лапы ( переступание с ноги на ногу),
То одну, то
обе вместе ( поднимаем ногу и приставляем к другой),
Долго
топчемся на месте ( переступаем с одной ноги на другую),
А кому
зарядки мало ( разводим руки в стороны перед собой)-
Начинаем все
сначала ( руки на пояс)!
Потом воспитатели делятся на 2 группы
и предлагают пересказать при помощи движений другие стихи.
Утренние стихи
Как это приятно-
Проснуться
И встать,
И синее небо в окне увидать,
И снова узнать,
Что повсюду – весна,
Что солнце и утро
Прекраснее сна.
И. Мазнин
Обуванчик
Уронило солнце
Лучик золотой-
Вырос одуванчик
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он- большого солнца
Маленький привет.
О.Высоцкая
7. Проект решения педагогического
совета
1. Разработать рекомендации для родителей по развитию речи
дошкольников в семье.
воспитатели всех групп
до 01.06.2013 г.
2.Разработать программу совершенствования методов и форм
взаимодействия педагогов ДОУ с родителями дошкольников.
старший воспитатель Мокеева С.В.
до 01.07.2013 г.
3.Собрать информацию у родителей об интересующих темах. Обработать полученную от воспитателей
информацию и учесть желание родителей при составлении годового плана на
2013-2014 уч.год.
воспитатели всех групп, старший восп-ль Мокеева С.В. до 15.06.2013 г.
Приложение №1
Проект-эстафета « Семейный календарь»
Комплекс мероприятий, действий,
помогающим родителям воспитанников ДОУ
лучше узнать обозначенную проблему.
Цель: Создание условий для творческой
самореализации родителей и построения конструктивных партнерских отношений ДОУ
с семьей по вопросам развития устной речи детей.
Газеты выполняются членами семьи, посвященные семейному событию,
празднику, семейной традиции, семейному укладу, участию семьи в жизни детского
сада, семейному отдыху, увлечению – все, что направлено на развитие устной речи
детей.
Требования к оформлению:
-газета, альбом, журнал, книга;
- выполняется на любом формате, любой формы, любыми материалами;
- используются фотографии семьи,
коллажи, рисунки членов семьи, объемные аппликации и др.
Сроки подготовки материалов :
08.05.2013 – 16.05.2013 гг.
Определяется тематика , выбираются формы проведения встреч с родителями
на основе их заявок и просьб, а также с учетом данных о семьях воспитанников.
Выбираются педагоги, ответственные за подготовку и проведение каждой из
встреч. Это могут быть воспитатели групп, логопед, музработник, психолог и др.
С родителями согласуются удобные для них дни проведения встреч.
Продумывается структура и содержание каждой очередной встречи:
составляется план или подробный сценарий с использованием методов активизации
родителей.
Обеспечиваются заблаговременное
оповещение родителей о теме встречи и их подготовка к участию в ней.
Выясняется мнение родителей о пользе проведенной встречи в устном опросе,
путем анкетирования и др.
Утренние стихи
Как это приятно-
Проснуться
И встать,
И синее небо в окне увидать,
И снова узнать,
Что повсюду – весна,
Что солнце и утро
Прекраснее сна.
И. Мазнин
Обуванчик
Уронило солнце
Лучик золотой-
Вырос одуванчик
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он- большого солнца
Маленький привет.
О.Высоцкая
· Игровое упражнение «Используемые формы работы с родителями в ДОУ»
Работу с родителями можно разделить на два блока: педагогическое
просвещение родителей и включение родителей в деятельность ДОУ.
Задача педагогов: определить, какие формы работы необходимо использовать
при решении основных задач в первом и втором блоке.
Блоки
|
задачи
|
формы
|
Педагогическое
просвещение родителей
|
Повышение
педагогической грамотности родителей
|
|
Включение
родителей в деятельность ДОУ
|
Создание
условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за
деятельностью ДОУ.
|
|
1.Как вы понимаете, что такое работа с родителями?
2.Перечислите формы работы с родителями.
3.Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью?
4.Работа с трудными семьями. Какую семью вы считаете трудной? Какую
работу необходимо проводить с трудными семьями?
5.Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?
6.Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные
стороны анкетирования.
7.Считаете ли вы эффективными такие формы работы с родителями, как «День
открытых дверей», открытое занятие, выпуск газеты? Что это дает педагогам и
родителям?
*********************************
Педсовет « Создание организационно-педагогических условий для повышения профессиональной компетентности педагогов: возможности, механизмы, проблемы»
Дата проведения: 23.10.2012 г. 13.30.
Для подготовки к
педсовету ответьте на следующие вопросы:
1. Понятие « профессиональная
компетентность» педагогов с различных точек зрения. Связь понятий «профессионализм» и «профессиональная компетентность»
2. Каковы возможности развития
профессиональной компетентности у педагогов нашего коллектива?
3. С помощью, каких механизмов можно
организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной
компетентности?
4. Какова роль самообразования в
развитии профессиональной компетентности педагога ДОУ?
5. Какие проблемы следует решить в
процессе деятельности коллектива педагогов по развитию профессиональной
компетентности?
Компетентность – это качество действий работника,
обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых
предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести
ответственность за свои действия.
Компетентность – качественная характеристика
реализации человеком сформированных в образовательном процессе знаний,
обобщенных способов деятельности, познавательных и практических умений,
компетенций, отражающих способность, готовность человека активно и творчески
использовать полученное образование для решения личностно и социально значимых
образовательных и практических задач, эффективного достижения жизненных целей.
Профессиональный
стандарт педагогической деятельности – система требований к качествам
( компетентности)
субъекта деятельности, которые в своей целостности определяют возможность
занятия конкретной должности и определяют успех в педагогической деятельности.
Профессиональная
успешность – значимая
социокультурная установка человека, критерии оценки деятельности любого
специалиста, универсальный социопсихологический мотив самоиндентификации
личности.
Профессиональная
успешность создает реальные
предпосылки к самореализации и развитию творческих способностей педагогов ДОУ,
воздействует на личность, помогает осознать себя и значимость своей
деятельности.
Способность к самореализации – один
из критериев духовной и интеллектуальной зрелости человека и одновременно
средство достижения определенной степени этой зрелости. Реализуя себя в течении
всей жизни, мы делаем ставку в равной мере на повышение качества своей
профессиональной деятельности и на достижение определенного уровня в жизни
личной.
Личность педагога
должна стать фактором формирования личности воспитанников только в том случае,
если педагог является профессионально грамотным, свободным членом
педагогического сообщества. Вот почему методическая работа, организованная в
ДОУ, нацелена на профессиональное развитие, приобретение и закрепление статуса
педагога, на его успешную самореализацию.
Профессионализм – особое свойство людей
систематически, эффективно и надежно выполнять сложную ( профессиональную) деятельность
в самых разнообразных условиях.
Профессионализм – высокое мастерство, глубокое овладение профессией, качественное,
профессиональное исполнение.
Профессионализм –это талант вкладывать душу в то,
что ты делаешь здесь и сейчас.
Профессионализм – это высокий уровень мастерства
человека, позволяющий ему добиться успеха в выбранном деле.
Профессионализм- это умение трезво оценивать фронт
работ и рационально распределять свои силы для их выполнения.
Как достичь
профессионализма:
Профессионалами не рождаются – в них
вырастают. Желание отлично делать порученное дело, работоспособность,
добросовестность и инициативность – ступени для приобретения профессионализма.
Чем большего успеха
достиг человек в избранной им специальности – тем более высокий профессионализм
он демонстрирует.
Цель: 1. Создание условий для роста
профессионального мастерства, компетентности и творческого потенциала каждого
специалиста
2. Обеспечить выявление, поддержку и карьерное
продвижение как можно большего количества педагогов ДОУ, мотивированных не
только на личный успех, но и на служение интересам дошкольной педагогики.
Целевая аудитория
педсовета: администрация, педагоги ДОУ.
Литература:
1.В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев,
А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. Педагогика.- учебное пособие. М.:Школьная пресса,
2004.
2. А.А.Майер.- Модель
профессиональной компетентности педагога дошкольного образования// Управление
дошкольным образовательным учреждением, №1 2007.
3. В.М.Лизинский.- О
методической работе в школе. М.:Педагогический поиск, 2001.
4.Е.П. Панкова.-
Повышаем профессиональную компетентность воспитателей//Управление дошкольным
образовательным учреждением, №8 2008.
План педсовета:
1. Организационный момент-выступление старшего воспитателя
2. Игра «Поменяйтесь местами»
3. Игровое упражнение: найти все компоненты профессиональной компетентности
педагога.
4. Проблемная педагогическая консультация: анализ диалога между старшим
воспитателем и воспитателем ( моделирование)« Развитие коммуникативного
компонента профессионально-педагогической компетентности»
5. Интервью с педагогами «Кто? Что? Где? Когда? Почему? Зачем? Куда? С кем?
6. Анализ анкетирования педагогов ДОУ « Изучение затруднений педагога в
организации современного качественного образования». Сравнительный анализ с
заявленными темами по самообразованию.
7. Работа микрогрупп: Составление модели идеального педагога- «путешествие на
социальном лифте как средстве развития педагога нового формата».
8. Индивидуальная работа: «Определение степени готовности к
профессиональному и личностному совершенствованию.
9. Принятие решения педагогического совета.
1. Организационный момент
Вступительное слово старшего
воспитателя:
( обсуждается актуальность, цели и
задачи педсовета)
Современная практика
образования характеризуется активным включением педагогов в инновационную
деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приемов
взаимодействия с детьми. В таких условиях особое значение придается состоянию
профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению их
квалификации, стремлению к самообразованию, самосовершенствованию.
Решающим фактором
развития ребенка становится личность педагога. Профессия воспитателя ДОУ
постепенно переходит в разряд специальностей, характеризующихся высочайшим
уровнем мобильности. Она становится все более сложной, что связано с появлением
новых профессиональных задач, поведенческих взглядов, с необходимостью освоения
новых функций, востребованных современным обществом.
На первый план сегодня
выходят такие личностные и профессиональные
качества и компетенции воспитателя:
· четкое видение современных задач
дошкольного образования;
· ценностное отношение к ребенку,
культуре, творчеству;
· гуманная педагогическая позиция;
· умение заботится об экологии детства,
сохранении духовного и физического здоровья детей;
· проявление заботы о развитии
индивидуальности каждого ребенка;
· умение создавать и постоянно
обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную
среду;
· умение работать с содержанием
обучения и разнообразными педагогическими технологиями, придавая им
личностно-смысловую направленность;
· умение осуществлять экспериментальную
деятельность по внедрению субъективно и объективно новых подходов и технологий,
оценивать их соответствие принятым на государственном уровне целям образования,
задачам гуманизации образовательного процесса, возможностям и потребностям
детей;
· способность к самообразованию,
самовыращиванию личностных структур сознания, придающих гуманный смысл
деятельности педагога.
Нужно осознать всем нам сегодня, что мы находимся на пике модернизации
образовательного процесса, который сопряжен с обсуждением его системы ценностей
и выделяют в качестве приоритетной компетентностный подход, в равной степени
для всех субъектов образования.
2 часть. Тематический пробег
2.1. Теоретическая ( работа с глоссарием)
1.Понятие « профессиональная
компетентность» педагогов с различных точек зрения. Связь понятий «
профессионализм» и «профессиональная компетентность»
2.Каковы возможности развития
профессиональной компетентности у педагогов нашего коллектива?
3.С помощью, каких механизмов можно
организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной
компетентности?
4.Какова роль самообразования в
развитии профессиональной компетентности педагога ДОУ?
5.Какие проблемы следует решить в
процессе деятельности коллектива педагогов по развитию профессиональной
компетентности?
2.2. Игра- тренинг «
Поменяйтесь местами»
Цели:
· снятие эмоциональной напряженности;
· создание доверительной атмосферы;
· формирование чувства сплоченности пед.коллектива.
Время
проведения – 5 мин.
Участники
стоят в кругу. Ведущий называет некий признак, по которому они меняются
местами. чтобы участники нашли больше признаков, объединяющих друг друга ( «Я
не один такой»), вопросы необходимо подбирать по принципу: веселые, проблемные
и чередовать их между собой.
- кто пришел
в юбке;
- у кого
подавленное настроение;
-у кого
короткая стрижка;
-кто
испытывает трудности в планировании своей деятельности;
-кто любит
золотые украшения;
-кто не
знает, как составлять конспекты организованной образовательной деятельности;
-у кого двое
детей;
-кто иногда
опаздывает на работу;
-у кого
ничего не болит;
-кто не
знает как общаться с родителями;
-кто любит
играть роли;
-кто жалеет,
что выбрал профессию педагога;
- кто любит
отдыхать на море.
2.3. Игровое
упражнение: Найти
все компоненты профессиональной компетентности педагога ( индивидуальная работа
с таблицей). Дискуссия.
2.4.Проблемная педагогическая
консультация: анализ
диалога между старшим воспитателем и воспитателем ( моделирование ситуации) –
«Развитие коммуникативного компонента профессионально-педагогической
компетентности»
Цель: Оценка
умения устанавливать межличностные связи, выбирать оптимальный стиль общения,
четко и ясно излагать мысли, организовывать и поддерживать диалог.
Установка: Воспитатель во время индивидуальной
консультации излагает любую проблему, и затем начинается совместный поиск
решения.
Пример диалога:
Воспитатель: Мне скучно на собственных занятиях,
каково же детям?
Ст.воспитатель: Вам скучно всегда?
В.: Нет,
иногда вроде бы ничего.
Ст.в.: А Вы иногда балуете детей активными
формами, методами развития?
В.: Бесполезно, они орут.
Ст.в.: Вы можете рассказать мне что-нибудь очень
интересное из своей жизни?
В.: Вряд
ли.
Ст.в.: У Вас хорошая дисциплина на группе?
В.: Редко.
Ст.в.: Почему?
В.:Я не умею быть требовательной и
жестокой.
Ст.в.: Скажите, Вы были на занятиях,
режимных моментах, прогулках у кого-нибудь из наших успешных воспитателей?
В:Меня никто не приглашал.
Ст.в.: Хорошо, мы решим.
В.: Вы думаете, этого будет достаточно?
Ст.в.: Вы хорошо знаете воспитанников своей
группы, их родителей, они откровенны с вами, вы любите проводить с ними время,
к вам ходят советоваться?
В.: Вы клоните к тому, что занятие не
главное?
Ст.в.: Вообще-то, на мой взгляд, до
поры до времени занятие – всего лишь
повод для более важных обстоятельств и конечно это не обучение, а занимательное
дело. Без психологической готовности, личностной привлекательности, каторжной
работы души, истинной преданности детям и делу трудно чего-либо добиться. я бы
попробовала начать с общения,, совместных дел, готовности раскрыть душу
навстречу детскому призыву – я готова дать вам индивидуальную консультацию по
проблемным для вас вопросам, помочь составить индивидуальный план-проект роста
профессиональной компетентности.
В.: Спасибо, стало немного ближе к
рассвету.
2.5. Интервью с
педагогами « Кто? Что? Где? Когда? Почему? Зачем? Куда? С кем?» - воспитатель/
педагог как субъект воспитательно-образовательного процесса в дошкольном
учреждении.
2.6. Анализ
анкетирования педагогов ДОУ «
Изучение затруднений педагога в организации современного качественного
образования». Сравнительный анализ с заявленными темами по самообразованию.
2.7.Работа микрогрупп: Составление
модели идеального педагога – «
Путешествие на социальном лифте как средстве развития педагога нового формата»
2.8. Индивидуальная
работа: « Определение степени готовности к
профессиональному и личностному совершенствованию»
2.9. Принятие решения
педагогического совета
Решение педсовета:
1. Составление и реализация проекта: «Повышение профессиональной
компетентности и занятие достойного личностному потенциалу и амбициям каждого
педагога места в образовательном пространстве ДОУ и образовательной сфере в
целом»
до 31 мая
Отв.старший воспитатель
Мокеева С.В.
2. Разработка индивидуальных подходов к развитию профессионального
потенциала с учетом градации педагогов по степени готовности к
профессиональному и личностному совершенствованию.
до 1 февраля
Отв.старший воспитатель Мокеева
С.В.
3. Провести корректировку тем и индивидуальных маршрутов самообразования с
учетом выявленных проблем ( по результатам анкетирования).
до 31 ноября
Отв. педагоги ДОУ
«Определение степени
готовности к
профессиональному и
личностному
совершенствованию»
Отвечая на вопросы, поставьте,
пожалуйста, около каждого номера балл:
5- если
данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;
4 – скорее
соответствует, чем нет;
3 – и да и
нет;
2 – скорее
не соответствует;
1-не
соответствует.
1.
Я стремлюсь изучить себя.
2.
Я оставляю время для развития, как бы
ни была занята делами.
3.
Возникающие препятствия стимулируют
мою активность.
4.
Я ищу обратную связь, так как это
помогает мне узнать и оценить себя.
5.
Я рефлектирую свою деятельность,
выделяя для этого специальное время.
6.
Я анализирую свои чувства и опыт.
7.
Я много читаю.
8.
Я широко дискутирую по интересующим
меня вопросам.
9.
Я верю в свои возможности.
10.Я стремлюсь быть
более открытым человеком.
11. Я осознаю то
влияние, которое на меня оказывают окружающие люди.
12. Я управляю своим
профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
13. Я получаю
удовольствие от освоения нового.
14. Возрастающая
ответственность не пугает меня.
15. Я положительно бы
отнеслась к продвижению по службе.
Игровое упражнение: найти
все компоненты профессиональной компетентности педагога
Действие: выбрать
нужные компоненты и отметить значком.
Интерес к профессиональной деятельности_________________
Наличие знаний о способах педагогической деятельности________
Умение ясно и четко излагать мысли, убеждать ,
аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать
суждения__________
Низкая самооценка___________________________
Умение решать научные, административные, финансовые
вопросы____________
Умения сознательно контролировать результаты своей
деятельности и и уровень своего развития______________________
Содействие деятельности психолого-педагогических
организаций___________
Развитие чувства юмора, способности обнаруживать
несуразности, видеть смешное в разных ситуациях______________________
Педагогический такт___________________________
Поиск и представление передовых идей и инновационного
педагогического
опыта___________________________
Автономность в коллективе _________________________
Владение технологией педагогической деятельности как системой
инвариативных педагогических умений по решению воспитательно-образовательных
задач____________________________________
Анализ анкетирования
педагогов ДОУ по теме: «Изучение затруднений педагога ДОУ в организации
современного качественного образования»
Дата проведения: 12-17 октября 2012 г .
В анкетировании приняли участие 11 педагогов:8 воспитателей и
3 специалиста ДОУ.
Из 14 предложенных позиций педагогов не владеющих вопросами
организации учебно-воспитательного процесса – нет.
1 воспитатель, по результатам своей самооценки, считает, что свободно владеет , предложенными
позициями.
Только 1 воспитатель
считает, что свободно не владеет ни одним из вопросов.
По результатам ответов
выявлен ряд позиций, по которым большинство педагогов владеют частично.
-умение планировать воспитательно-образовательный процесс:
46% (5 человек)
-умение обосновывать выбор тех или иных методов обучения, их
оптимального сочетания и соотношения:46% ( 5 человек)
-использование методов, направленных на развитие
воспитанников, с использованием принципа интеграции: 64% ( 7 человек)
- знание и применение различных технологий в обучении,
воспитании и развитии воспитанников : 73% ( 8 человек)
-оказание дифференцированной помощи детям с разным уровнем
подготовки и отношения к обучению : 46% ( 5 человек)
- использование здоровьесберегающих технологий: 27% ( 3
человека)
Педагогам ДОУ
рекомендовать подбирать темы для самообразования с учетом профессионального
мастерства, проблем,
которые вызывают у педагогов затруднение.
*********************************************************************************
Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6» «Солнышко»
ПЕДСОВЕТ
« МЕТОДЫ И ФОРМЫ АКТИВИЗАЦИИ
ПЕДАГОГОВ ПО ТРУДОВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Составила: старший воспитатель Мокеева С.В.
Цели:
· Выявить уровень готовности педагогов
к трудовому воспитанию дошкольников.
· Формировать способность быстро и
логически мыслить, культурно общаться, умение работать в коллективе с
коллегами, объединенные одной задачей.
Задачи:
*Проанализировать степень эффективности
использования методов и приемов обучения, направленных на активизацию
самостоятельности дошкольников в трудовой деятельности.
*Обобщить знания педагогов о теоретических
основах трудового воспитания детей дошкольного возраста, этапах, формах и
методах работы; способствовать творческому поиску.
Форма проведения: коллективное творческое дело
(КТД)
Подготовка педсовета:
1. Тематический контроль «Трудовое
воспитание дошкольников»
2. Сравнительный анализ освоения
программного материала образовательной области «Труд» и уровня трудовой
деятельности ( экспресс-анализ и оценка детской деятельности)
План проведения педагогического
совета:
1. Сообщение о выполнении решения
предыдущего педсовета.
2. Выступление старшего воспитателя о
трудовом воспитании
3. Дискуссия «А как думаете Вы?» на
тему: «Трудовое воспитание дошкольников»
4.КТД:
- Тренинг на снятие эмоционального
напряжения «Добрый джин» ( внешний и внутренний труд»
-Продуктивная
рефлексивно-ролевая игра «Что поможет ребенку в нашем детском саду быть
трудолюбивым»
-Игровое упражнение «Пинг-Понг»
- Игровое задание «Определи необходимый материал для уголка трудовой
деятельности в соответствии со своей возрастной группой»
5.Сообщение об итогах тематической проверки.
6. Из опыта работы: самоанализ воспитателей
по организации трудовой деятельности в соответствии с возрастными особенностями
детей и результатами мониторинга.
7. Принятие решения педагогического совета.
Ход педсовета
1.
Сообщение о выполнении решения предыдущего
педсовета.
2. Выступление старшего воспитателя
Вопросы
трудового воспитания дошкольников всегда занимали и занимают ведущее место в
работе воспитателя детского сада. Особое значение этой работе придается в
рамках внедрения ФГТ, где большое внимание уделяется формированию у детей
навыков трудолюбия, которые могут проявляться в разных видах деятельности. В
программах появился раздел «Труд», который на первый план выдвигает задачу:
воспитание потребности трудиться. Виды и содержание труда не меняются. Данная
задача решается в таких видах труда, как самообслуживание, труд в природе,
дежурства и т.д. Но всегда возникает вопрос: почему дети, научившись трудиться,
не применяют эти навыки в свободной
деятельности?
В чем своеобразие трудовой деятельности
дошкольников?
- Труд
ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, малыши часто
переключаются на игру. Более старшие дети в ходе работы также нередко
используют игру. Иногда во время игры у детей возникает потребность в
каком-либо предмете. Тогда, чтобы игра стала более интересной, ребята
изготавливают его сами. В играх дошкольники любят отражать труд взрослых и их
взаимоотношения.
- Трудовая
деятельность детей постоянно развивается. Становление каждого из ее составных
компонентов ( навыки, постановка цели, мотивация, планирование работы,
достижение результата и его оценка) имеет свои особенности.
Формирование трудовых навыков также
зависит от возраста. В раннем возрасте у ребенка складываются лишь предпосылки
к овладению орудийными операциями. Овладение простейшими орудиями труда
происходит в младшем дошкольном возрасте.
Постановка цели отражает специфику
дошкольного возраста. Дети младшего возраста еще не умеют ставить цель в труде.
Эта способность у малышей развивается постепенно в процессе самообслуживания.
Вначале цель ставит педагог. Старшие дошкольники сами ставят цель, выполняя
повседневные обязанности, однако делают
это только в привычных ситуациях. При изменении условий им следует подсказать,
что надо делать. Способность детей самостоятельно ставить цель наиболее успешно
развивается в тех видах труда, где в итоге получается материальный результат.
Целью работы педагогов по формированию у
детей самостоятельных навыков в труде является проявление ценностного отношения
к собственному труду, труду других людей и его результату.
Для организации работы выделены условия и
средства:
· индивидуальный подход к ребенку;
· трудовые традиции региона
· реализация проектов;
· художественные средства, природа;
· собственная деятельность детей;
· положительный пример трудовой
деятельности.
Ни один
ребенок не будет трудиться, если он не умеет выполнять эти действия. Поэтому на
первый план мы поставили обучение детей трудовым навыкам, которые четко
определены в программе.
3.Дискуссия «А как думаете Вы?» на тему: «Трудовое воспитание
дошкольников» ( вопросы дискуссии Приложение №1)
4.Коллективное творческое дело:
*Тренинг на снятие
эмоционального напряжения «Добрый джин»- внешний и внутренний труд ( используется правило круга)
Каждый участник дает свой вариант ответа на три положения:
//Для жителей твоего города;
//Для твоего дома, семьи
//Для самого себя лично
*Продуктивная рефлексивно-ролевая
игра «Что поможет ребенку в нашем детском саду быть трудолюбивым?»
Педагогам предлагают разделиться на 3
группы, выбрав для своего стола табличку: «Воспитатели», « Родители», «
Администрация». Каждая группа определяет со своей точки зрения варианты по
повышению уровня положительного отношения к труду. Все идеи заносятся в протокол:
№
|
группа
|
примерные идеи
|
1
|
воспитатели
|
- «Начни с себя!»- личный пример
педагога
-Самообразование воспитателей по
вопросам трудового воспитания
-Следует проанализировать
эффективность используемых педагогических приемов воздействия на детей.
- Использовать разнообразные формы
работы с родителями по формированию трудовых навыков у детей.
|
2
|
родители
|
- Надо найти способ «оторвать» детей
от телевизора и компьютера
-Принцип «Начни с себя»- пример
взрослого
-Беседы с педагогами о трудовых
достижениях детей принося пользу
|
3
|
администрация
|
-Необходимо организовать обучение
педагогов методам и технологиям трудового обучения дошкольников
-Рекомендовать педагогам учитывать все
индивидуальные психофизические особенности своих воспитанников
- Приобрести недостающее оборудование
для трудовой деятельности детей согласно перечня
|
*Игровое упражнение
«Пинг-Понг» (
педагогу надо быть не тоько подкованным теоретически, но и быть эрудированным)
Педагоги делятся на две команды. Представитель каждой команды
выбирает шарик с вопросом для противоположной команды. Кидает ей шарик. Конкурс
немного коварный, на удачу.
1 Вопрос: Скажите, какое отношение могут иметь к нашему педсовету букет цветов, стоящих на столе?
Ответ: При напряженном
дне, насыщенном умственной работой и зрительным напряжением, очень хорошо иметь
в помещении композицию из цветов, имеющих белую, розовую, желтую и зеленую
окраску. Эти цвета стимулируют нервную деятельность, т.к.меньше утомляют
зрение, а зеленый- восстанавливает. А красивые цветы улучшают наше настроение.
2 Вопрос: Как Вы понимаете выражение: «голубая кровь». Откуда возникло это
выражение?
Ответ: Голубая кровь
существует у раков и морских червей. Происхождение понятия «голубая кровь»
древнее, родом из Испании, где простые крестьяне отличались от богатых людей
темной загорелой кожей. Белая кожа с хорошо просматриваемыми голубыми жилками
была признаками благородства. Это перешло и в другие страны.
*Игровое задание
«Определи необходимый материал для
уголка трудовой деятельности в соответствии со своей возрастной группой» -Приложение №2
5.Сообщение
старшего воспитателя об итогах тематической проверки.
Анализ
работы проводится по критериям таблицы тематической проверки.
6. Из
опыта работы: самоанализ воспитателей по организации трудовой деятельности в
соответствии с возрастными особенностями детей и результатами мониторинга.
7. Принятие
решения педагогического совета.
Решение педагогического
совета:
1. Разработать план самообразования по
совершенствованию работы формирования трудовой деятельности и активности
воспитанников в соответствии со своей возрастной группой.
до
01 02.2013 г.
отв.:
воспитатели групп
2. Провести инвентаризацию материалов
для уголка трудовой деятельности, дополнить недостающими.
до
01.02.2013 г.
отв.:
воспитатели групп
3.Оформить информационные материалы для родителей по трудовому воспитанию
дошкольников.
до
27.02.2013 г.
отв.воспитатели групп
4. Контроль за выполнением п.1-3 решения педсовета возложить на
зам.зав.по АХЧ Пикину М.В. и старшего воспитателя Мокееву С.В.
Приложение №1
Дискуссионные вопросы на тему «Трудовое воспитание дошкольников»
// А как думаете Вы?//
1. Актуальна ли в наше время проблема трудового воспитания?
2. Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании применительно к детям дошкольного возраста?
3. Обладаете ли вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в трудовом воспитании у детей? Какими?
4. Считаете ли вы нужным увеличить запас знаний, умений и навыков детей по трудовому развитию у детей? Каких именно?
5. Позволяет ли вам ясность, образность и выразительность речи донести до сознания детей информацию по трудовому воспитанию?
6. Можете ли вы проектировать и планировать работу по данному направлению с детьми той возрастной группы, с которой работаете?
7. Владеете ли вы соответствующими методиками и технологиями?
8. Правильно ли организована в групповой комнате предметно-развивающая среда? Какая?
9. Востребована ли тема трудового воспитания детей в работе с семьей?
Приложение №2
Игровое задание:
«Определи необходимый материал для уголка трудовой деятельности в соответствии
со своей возрастной группой»
Содержание материала в уголке труда
|
возрастные группы, лет
|
|||
3-4
|
4-5
|
5-6
|
6-7
|
|
Уголок
дежурств по столовой:
· фартучки, косынки, пилотки
· стенд для фотографий или картинок детей
· стенд для оценки дежурств детей
· Щетки-сметки, совок
|
+
+
|
+
+
|
+
+
+
+
|
+
+
+
+
|
Уголок
дежурств по уголку природы:
*стенд для картинок или фотографий
* фартучки клеенчатые ( 3-4)
* палочки-рыхлители
* пульверизаторы
*тряпочки для протирания листьев
*большая клеенка для стола
* лейки (2-3)
* модели ухода за растениями, модель
посадки огорода на окне
*дневники наблюдения за растениями
*модели черенкования, пересадки
растения
|
+
+
+
+
группа
|
+
+
+
+
+
+
+
+
группа
|
+
+
+
+
+
+
+
+
индивид.
+
|
+
+
+
+
+
+
+
+
индивид,
+
|
Уголок
хозяйственно-бытового труда:
*фартуки на подгруппу детей
* клеенка большая на стол
* тряпочки для протирания пыли и мытья
игрушек
*тазики для стирки кукольного белья
*модель последовательности стирки
белья
*модель последовательности работы в
группе
* модель трудового процесса
|
+
+
+
+
|
+
+
+
+
+
+
+
|
+
+
+
+
+
+
+
|
|
Уголок
дежурств по занятиям:
· стенд с фотографиями детей или картинками
· модель оценивания качества работы дежурных
· модель или алгоритм подготовки столов к разным видам
занятий
· алгоритм действия дежурного по уборке материалов
после занятия
|
+
+
+
+
|
+
+
+
+
|
||
Уголок
ручного труда:
· подборка природного материала
· набор для рукоделия
· набор для столярных и плотницких работ
· наборы бумаги, картона, бросового материала, ниток,
ножницы
|
+
+
+
+
|
+
+
+
+
|
*********************************************************************************
ПЕДСОВЕТ
Тема: «Интегрированный подход в организации воспитательно-
образовательного процесса ДОУ»
Домашнее задание:
Презентация: Как я планирую
воспитательно-образовательный процесс на интегративной основе? (сущность, содержание, структура и методика
проведения интегрированных занятий)
ЦЕЛЬ:
· Поддерживать
интерес педагогов к самостоятельному изучению целенаправленного использования
интегративного подхода при организации образовательного процесса.
· Интеграция
деятельности «специалисты – педагог» и ее коррекция.
· Совершенствование
профессионализма педагогов при использовании принципа интеграции
образовательных областей.
1 часть
Организационный момент
Вступительное слово – «приветствие –
напутствие» участникам педагогического совета зам.зав.по УВР. Обсуждается
актуальность темы.
2 часть
Аналитическая справка о результатах
тематической проверки: « Интеграция всех субъектов образовательного пространства ДОУ в
воспитательно- образовательном процессе»
3 часть
Педагогическая
«Педагогический пробег» - (домашнее задание)
Педагоги
презентуют: Планирование воспитательно-образовательного процесса на
интегративной основе ( сущность, содержание, структура и методика проведения
интегрированных занятий).
4 часть
Банк идей
Педагоги
делятся на 2 команды. Каждая команда выявляет затруднения интеграции
образовательных областей; затем обменивается и находит пути их преодоления.
Формируется банк идей.
5 часть
Психологическая (проводится педагогом-психологом)
Интерактивная беседа: «Формирование интегрированных качеств
личности дошкольника»
6 часть
Дидактическое упражнение
Используя
высказывания, дополнить таблицу ( Принципы формирования целостной картины мира
– реализация принципов)
7 часть
Интеграция деятельности «Специалисты –
педагог ( практические рекомендации)
8 часть
Аналитическая
Анализ
анкетирования педагогов «Оценка уровня сформированности профессиональных умений
педагогов, связанных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей
9 часть
Заключительная
Принятие решения
педагогического совета
Словарь определений
Дошкольное образование
– разносторонний, целенаправленный, функционально единый процесс воспитания и
обучения, обеспечивающий физическое и психическое развитие ребенка, своевременный
и полноценный переход его на следующую ступень образовательной системы – школу.
Интеграция содержания дошкольного образования – состояние ( или процесс, ведущий к такому состоянию)
связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных
областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность
образовательного процесса.
Комплексно-тематическое планирование – соединение образовательных областей в единое целое на
основе принципа тематического планирования образовательного процесса.
Вариативность дошкольного образования – способность
образовательных структур и образовательной деятельности соответствовать
потребностям и возможностям различных групп дошкольников и индивидуальным
особенностям отдельных детей.
Качество образования
– комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия
Федеральным государственным образовательным стандартам и Федеральным
государственным требованиям и потребностям заказчика образовательных услуг,
социальным и личностным ожиданиям человека.
Метод проектов-это совокупность приемов, действий обучающихся в их
определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения
проблемы, лично значимой для обучающегося и оформленной в виде некого конечного
продукта. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении
обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения
практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных
образовательных областей.
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности ( знаний,
умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к
определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно,
продуктивно действовать по отношению к ним.
Парадигма образования-
это общепринятый в данном научном сообществе подход, т.е. целостная
совокупность идей, ценностей, методов и стиля в сфере образовательной
деятельности; в настоящее время произошла смена парадигмы: с «знаниевой» к
«деятельностной», ориентированной на социализацию индивида в быстро меняющейся
реальности.
Предшкольное
образование- это система
действий, обеспечивающих одновременное решение двух задач: 1) подготовить детей
к обучению как новому для них виду деятельности ( мотивационная готовность,
познавательно- речевое развитие и пр.; 2) подготовить детей к обучению именно в
школе ( т.е. к работе в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками)
Критерии планирования взаимодействия
«педагог-
специалист»
1.Отражение в планах единства тематики
педагогической деятельности специалистов и педагогов.
2.Совпадение целей и задач
педагогической деятельности при интеграции занятий.
3.Использование в планировании мотивации
деятельности.
4.Использование при планировании
дополнительной литературы и новых технологий.
5.Учет возрастных, индивидуальных
особенностей детей и их половых различий.
6.Отражение в своей деятельности работы
с родителями, их привлечение к участию в педагогическом процессе.
Роль специалиста в ДОУ
1.Помогает воспитателю расширять
кругозор ребенка.
2.Помогает ориентироваться в окружающем
мире и становится образцом подражания.
3. Привлекает родителей к союзу «педагог
– ребенок – родитель».
4. Обучает воспитателей и детей своему
виду деятельности.
1.Осуществлять систему взаимодействия
«Педагог – психолог – специалист» при планировании образовательного процесса в
ДОУ.
Ответственные: зам.зав.по УВР,
старший воспитатель
Дата : в течении года
2. Разработать памятку для педагогов:
«Рекомендуемые формы работы с детьми по образовательным областям»
Ответственный : старший воспитатель
3. Отражать в календарных планах
образовательную деятельность в процессе режимных моментов ( фронтально,
многочисленными и малыми группами, индивидуально); самостоятельную деятельность
детей.
Ответственные: воспитали групп
4. Информировать родителей с успехами
детей в рамках реализации одного дела.
Ответственные: воспитатели групп
Литература:
1.Безрукова Е.В., Иванова
А.А. Подходы к планированию и организации работы в контексте ФГТ// Управление
дошкольным образовательным учреждением. 2011 г . №8.
2.Комарова Т.С., Зацепина
М.Б. Интеграция в системе воспитательно- образовательной работы детского сада//
М. Мозаика-синтез. 2010.
3.Веракса Н.Е., Комарова
Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного образования. // М. Мозаика- синтез.
2010.
4..Елжова Н.В.Педсоветы,
семинары, методические объединения в ДОУ: практическое пособие для старших
воспитателей, руководителей, студентов педагогических колледжей и вузов.//
Ростов н/Д. Феникс, 2008.
5. Рабочая тетрадь
слушателя курсов воспитателей дошкольных образовательных учреждений. //ВИПКРО .
кафедра дошкольного образования. В.2011 .
***********************************************************************
Педагогический анализ -
ведущая
функция управления ДОУ
В основе результативности работы ДОУ лежит постоянное
совершенствование воспитательно-образовательного процесса. Поэтому практическая деятельность
руководителя и методической службы ДОУ формируется в процессе педагогического
анализа информации о деятельности ДОУ.
Анализ
итогов учебного года самый сложный из всех; без него невозможно на научной
основе определить задачи, планировать, прогнозировать, регулировать и
контролировать эффективность деятельности педагогического коллектива.
Построение управления на основе системного анализа позволяет видеть, оценивать
и качественно изменять воспитательно-образовательный процесс, прогнозируя пути
его дальнейшего развития, устранять причины обнаруженных недостатков.
Для
проведения анализа итогов учебного года необходимо определить его
содержание. Постоянными блоками, которые
оказывают существенное влияние на ход и развитие учебно-воспитательного
процесса, являются следующие:
1.Охрана жизни и здоровья детей
При анализе
уровня здоровья детей, охраны их жизни используются данные медицинских
работников, психолога, воспитателей, инструкторов по физической культуре.
-заболеваемость
детей и сотрудников в течении года;
-суммарные
данные по группам здоровья;
-процент
детей, имеющих хронические заболевания;
- процент
детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях;
- показатели
адаптации вновь прибывших детей;
-система
физкультурно-оздоровительных мероприятий;
-процент
травматизма;
-санитарно-гигиенический
режим ( рациональная организация жизни детей, санитарно-просветительская работа,
гигиеническое воспитание);
-
организация системы рационального питания;
-социальная
защита детей;
-организация
учебно-воспитательного процесса с точки зрения формирования здоровья и
здорового образа жизни.
- систему
обеспечения безопасной жизнедеятельности (ОБЖ);
-общие выводы по блоку
( тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни;
- резервы планирования
деятельности на новый учебный год.
2.Качество воспитания и образования (
или результаты выполнения ООП ДО)
- анализ
уровня освоения образовательных областей ( Мониторинг образовательного
процесса, мониторинг детского развития);
-анализ
детской деятельности ( экспресс-анализ и оценка детской деятельности)
-анализ
выполнения авторской программы
-оценка
уровня нервно-психического развития детей 3-х лет и др.
-уровень
готовности к обучению в школе детей подготовительной группы
( результаты диагностики развития); анализ
успеваемости учеников 1-3 классов, бывших воспитанников детского сада.
- анализ
коррекционной работы;
-общие выводы и резервы
повышения качества выполнения ООП ДО
3.Уровень методической работы с
кадрами ( или анализ системы методической работы с кадрами)
-общие сведения о кадрах;
-сведения о
самообразовании педагогов ДОУ;
-информация
об участии педагогов в методической работе;
-сведения о
награждениях, поощрениях и материальном стимулировании;
-сведения о повышении квалификации сотрудников;
-информация
об аттестации педагогических кадров;
-анализ
условий успешного достижения педагогами конечных результатов: фиксация участия
педагогов в поисковой, исследовательской и экспериментальной работе; результаты
диагностирования факторов, стимулирующих творческое развитие педагогов,
факторов, препятствующих обучению, развитию и саморазвитию педагогов.
- качество
научно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса;
-общие выводы,
выявленные тенденции и резервы планирования работы с кадрами.
4. Анализ взаимодействия с семьей,
школой и другими организациями
-характеристика
семей: сколько всего, их социальный состав, образовательный уровень и др.
- анализ
состояния психолого-педагогического просвещения родителей;
-анализ
выполнения планов совместной работы ДОУ и школы, всех субъектов социума.
-общие
выводы.
5. Анализ материально-технического и
финансового обеспечения
- уровень
обеспеченности учебно-воспитательного процесса учебным оборудованием,
техническими средствами обучения, методической литературой для детей и
педагогов;
- уровень
обеспеченности жизнедеятельности ДОУ оборудованием и материалами;
-
соответствие санитарно-гигиеническим требованиям тепло-, водо-,
электроснабжения, канализации, средств пожарной безопасности;
-общие
выводы
6. Анализ управленческой деятельности
руководителя ДОУ
- наличие системы внутрисадовской
информации по конечным результатам и условиям их достижения;
-наличие
системы анализа оперативного, тематического и итогового;
-
планирование и организация поисковой, исследовательской, экспериментальной
работы;
-деятельность
Совета педагогов;
-деятельность
органов соуправления;
-система
контроля, ее нацеленность на конечные результаты.
Такова в общих чертах
педагогическая технология оптимизации одной из важнейших функций управления-
информационно-аналитическая.
Таким
образом, совершенствование системы педагогического анализа предусматривает
внедрение системного подхода к анализу
итогов учебного года в ДОУ.
Управление методической
работой
Важная роль
в решении задач качества дошкольного образования отводится методической службе
в детском саду. Вот почему так важно понимание сущности и основного назначения
методической работы в определении ее содержания и организации.
Для эффективности педагогического процесса
необходим постоянный поиск новых, более результативных методов воспитания и
обучения, при помощи которых происходит передача детям содержания образования.
При этом методической деятельности отводится главенствующая роль в создании и
внедрении в практику наиболее эффективных методов воспитания и обучения детей.
В книге «Управление современной школой»
под редакцией М.М. Поташника дается
такое определение:
« Под
методической работой в школе мы понимаем
целостную, основанную на достижениях науки, передового опыта и конкретном
анализе затруднений учителя, систему взаимосвязанных мероприятий, направленных
на всестороннее повышение
профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на обобщение
и развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в
конечном счете- на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и
развития конкретных учащихся, классов»
Данное
определение в полной мере относится и к дошкольному образованию.
Любое образовательное учреждение проходит
следующие этапы: становление, функционирование, развитие. Если коллектив ( как
наш) переходит на работу в инновационном режиме( новое содержание обучения),
это предполагает создание новой модели методической работы, обеспечивающей
переход дошкольного образовательного учреждения из режима функционирования в
режим развития. Поэтому задачей методической службы становится создание такой
образовательной среды, в которой полностью будет реализован творческий
потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива. А управление
методической работой представляет собой целенаправленное, сознательное
взаимодействие всех участников образовательного процесса с целью эффективного,
планомерного использования сил, средств, времени и кадровых ресурсов для
достижения оптимального результата.
Методическая работа занимает особое место
в системе управления дошкольным учреждением, так как прежде всего способствует
активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все ее
формы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателей. Постоянная
связь содержания методической работы с результатами работы педагогов
обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства
каждого воспитателя. В то же время методическая работа носит опережающий
характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми, в
соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке.
Поэтому невозможно согласиться с пониманием методической работы как только
службы корректирования ошибок в деятельности воспитателей, хотя в ходе ее
приходиться решать и эти проблемы. Главным является оказание реальной,
действенной и своевременной помощи педагогам.
Однако проблема повышения
профессионального мастерства каждого педагога дошкольного учреждения
по-прежнему остается одной из самых сложных. Ни для кого не секрет, что иногда
на организацию мероприятий тратится много сил, а отдача ничтожно мала.
Чем же объяснить все эти проблемы?
Чтобы проанализировать эффективность
методической работы в ДОУ, были сформулированы критерии ее оценки.
Первым критерием результативности
методической работы можно считать результаты развития детей, достижение
оптимального уровня для каждого ребенка или приближение к нему за отведенное
время без перегрузки детей.
Второй критерий экономичности методической
работы определяется как соотношение возрастания мастерства воспитателей, затрат
и времени и усилий на методическую работу и самообразование, но без перегрузки
педагогов этими видами деятельности.
Третий критерий заключается в том, что в
коллективе наблюдаются улучшение психологического микроклимата, рост творческой
активности педагогов и их удовлетворенности результатами своего труда.
Таким образом, определив основные критерии
оценки методической работы, можно сделать вывод о том, что педагоги,
осуществляющие методическую работу в ДОУ, должны быть грамотными аналитиками-
специалистами в области анализа с присущим глубоким проникновением в суть
вещей, которое потребует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных
свойств.
Анализ
– это метод исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении
целого на составные части с последующим их сравнением.
Деятельность методической службы ДОУ
направлена на решение приоритетных и неотложных задач, поэтому проектировать,
определять ее содержание следует по всему составу функций управления
методической работы:
1. Диагностико-аналитическая- связана с познанием и самосознанием личности,
ее результатов, социально- психологического климата в педагогическом коллективе
с целью его оптимизации и реализации творческого потенциала, индивидуального
стиля деятельности педагогов и др.
2. Проективно-конструктивная – проявляется
в планировании работы дошкольного учреждения, проектировании развития
педагогического коллектива, его сотрудничества с родителями, определении
близких, средних, дальних его перспектив, путей преодоления трудностей, роста
профессионального мастерства педагогов, самосовершенствование и др.
3. Изыскательно-инновационная – связана
с отбором, поиском новых прогрессивных психолого-педагогических идей,
эффективных методов и приемов дошкольного воспитания, и внедрением их в
практику.
4. Организационно- регулирующая – проявляется
в организации деятельности педагогического коллектива, его сплочении, в
регулировании системы отношений в педагогическом коллективе и создании
благоприятного социально- психологического климата в нем; нахождении наилучшего
применения способности каждого члена педагогического коллектива; сотрудничестве
и сотворчестве с родителями; в организации и саморегуляции своей
профессиональной деятельности.
5. Стимулирующая – выражается в активизации, стимулировании деятельности педагогов в целях
ее совершенствования, формирования потребности в профессиональном
самовоспитании и т.п.
6. Информационно-нормативная- проявляется в оперативном управлении педагогического
коллектива о новых достижениях в области психологии и педагогики дошкольного
воспитания, передовом опыте общественного и семейного воспитания и т.п.
Подробнее
остановимся на первой функции управления методической работы в ДОУ: диагностико-аналитической, т.к.
педагогический анализ является ведущей функцией управления методической работой
в ДОУ.
В современных
условиях необходимы качественно новые подходы к аналитической деятельности.
Аналитическая деятельность является важнейшей частью управления. Педагогический
анализ- функция управления дошкольным образовательным учреждением в целом, и
методической работой в ДОУ – в частности. Он направлен на изучение состояния и
тенденций развития, объективную оценку результата воспитательно-
образовательного процесса и выработку на этой основе рекомендаций по
упорядочению системы или перехода ее в
более высокое качественное состояние.
Без педагогического анализа невозможно на
научной основе определить задачи, планировать, прогнозировать, организовывать,
регулировать и контролировать эффективность деятельности педагогического
коллектива. Построение управления на основе системного анализа позволяет
старшему воспитателю видеть, оценивать и качественно изменять
воспитательно-образовательный процесс, прогнозируя пути его дальнейшего
развития, устранять причины обнаруженных недостатков.
Старший воспитатель ДОУ в своей работе может использовать три вида
педагогического анализа: оперативный, тематический, итоговый.
Оперативный ( однодневный) анализ
направлен на сбор информации о состоянии воспитательно- образовательного
процесса. Старший воспитатель на основе
оперативного контроля получает информацию о ходе и состоянии дел за день,
неделю, месяц. Его содержание строится на основе посещения различных видов
образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей и др. Выводы и
рекомендации оперативного анализа должны сопровождаться своевременной реакцией
со стороны старшего воспитателя, зам.зав.по УВР и заведующего ДОУ, выработкой и
принятием мер по качественному улучшению воспитательно- образовательного
процесса ДОУ.
Тематический анализ представляет системный подход
к изучению воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Цель тематического
анализа – диагностика тех или иных наиболее значимых сторон педагогического
процесса, установление их взаимосвязей и зависимостей, выработка рекомендаций.
Содержание
тематического анализа – изучение хода и состояния наиболее важных сторон педагогического процесса,
характеризующих воспитательно- образовательный процесс в целом, систему
отдельных воспитателей и педагогического коллектива. При этом анализ работы педагога не ограничивается
просмотром различных видов
образовательной деятельности, он включает
изучение деятельности воспитателя по повышению своего профессионального
уровня, базовой культуры и т.п. Методическая служба ДОУ исследует качество подготовки и проведения
организованной образовательной деятельности,
качество знаний воспитанников по тем или иным образовательным областям.
На основе материалов анализа вырабатываются рекомендации по регулированию
воспитательно-образовательного процесса в целом и отдельных его частей для
итогового анализа.
Итоговый анализ проводится по показателям результативности
работы за учебный год с целью оценки деятельности ДОУ в целом, выработки на
основе выводов рекомендаций по совершенствованию работы.
Анализ- это
метод исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на
составные части с последующим их сравнением.
Аналитическая
деятельность- функция управления образовательным учреждением, направленная на
изучение состояния и тенденций развития, объективную оценку результата
воспитательно-образовательного процесса и выработку на этой основе рекомендаций
по упорядочению системы или перехода ее в более высокое качественное состояние.
Качество
дошкольного образования – это такая организация педагогического процесса в
детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка
увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических
особенностей в процессе воспитания и обучения.
Управление:
по содержанию- это регулирование воспитательно-образовательного процесса в
целях повышения его качества; по форме- это процесса анализа информации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий