Ознакомление с ПДД


Дорожная азбука



Памятка для родителей

   «Что должен знать и уметь дошкольник для правопослушнего и безопасного поведения      на улицах, дорогах и в транспорте»

1.Опасные места вокруг детского сада, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах;
2.Безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;
3.Опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;
4.Места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках и т.п.;
5.Название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей;
6.Этичное, вежливое и безопасное поведение в общественном транспорте;
7.Анализировать встречающиеся дорожные ситуации, видеть в них опасные элементы, безошибочно действовать в различных обстоятельствах.





Перспективный план работы с детьми среднего дошкольного возраста

                                                  ( по кварталам)
                               1: сентябрь, октябрь, ноябрь
занятия
1.На чем люди ездят
2. Что такое светофор
3.Машины разные нужны
вне занятий
1.Аппликация «Светофор»
2.Экскурсия к проезжей части ( правила поведения)
3.Развлечение «Светофор и я-верные друзья»
4.Дидактическая игра «Улица города» (правила поведения на улице, различные виды транспортных средств)
5.Конструирование из бумаги «Транспорт»
6.Кукольный театр «Уважайте светофор»
7.Дидактическая игра «Собери картинку» ( закрепление знаний о видах транспорта)
8.Аппликация «Какие я знаю машины»
9. Сюжетно-ролевые игры «Шофер», « Автобус»
     
                               2 квартал: декабрь, январь, февраль
занятия
1. Учись правильно переходить улицу
вне занятий
1.Дидактическая игра «Мы по улице идем»
2.Экскурсия на автобусную остановку
3.Чтение художественной литературы: С.Михалков «Дядя Степа-милиционер», «Моя улица» и др.
4.Рассматривание альбома «Машины на нашей улице»

                                    3 квартал: март, апрель, май
занятия
1. Моя улица
вне занятий
1.Рисование «Светофор»
2.Заучивание стихов о ПДД
3. Сюжетно-ролевые игры «В дорогу», «Шофер», «Поезд»
4.Дидактическая игра «Парные картинки»
5.Настольно-печатная игра «Домино» (транспорт)
6.Экскурсия по улицам микрорайона

                                  4 квартал: июнь, июль, август
вне занятий
1.     Практические занятия на автотранспортной площадке
2.     Сюжетно-ролевые игры
3.     Чтение художественной литературы
4.     Рисование на асфальте «Машины разные нужны»
5.     Экскурсия к проезжей части







Памятка для родителей

         «Правила поведения с ребенком на улице»

1.Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.
2.Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать-ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
3.Из автобуса, машины выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
4.Привлекайте ребенка к участию в Ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
5.Не выходите с ребенком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги- это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.
6.Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.
7.Вырабатывайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу, даже если нет на ней машин, приостановиться, оглядеться, прислушаться и только тогда переходить улицу.
8.Помогите ребенку понять, что обходить автобус сзади тоже опасно.
9.Находясь рядом со взрослым, ребенок полагается на него и либо вовсе не наблюдает за дорогой, либо наблюдает плохо. Вы же этого не учитываете.
Возле перехода вы должны держать ребенка за руку так, чтобы он не мог вырваться. 


Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста

                                                   (по кварталам)
                                         1:сентябрь, октябрь, ноябрь
занятия
1.Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах.
2.Я и перекресток.
3.Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром.
4 Коллективная аппликация «Машины разные нужны-машины разные важны»
вне занятий
1.Создание уголка по изучению правил дорожного движения; дать детям поисковое задание: принести в группу любой материал, связанный с изучением этих правил.
2.Автобусная экскурсия по городу, экскурсия к железнодорожному переезду.
3 Целевая прогулка( рассматривание дорожных знаков, наблюдение за движением транспорта, правила перехода проезжей части).
4.Беседа «Улицы города».
5.Создание макета «Улицы, по которым мы ходим».
6.Чтение автомобильчиковых сказок «Девочка и грузовик», «Кто лучше?», «Рулевое колесо», «Двое».
7.Создание коллективных коллажей «Улицы нашего города».
8.Работа с познавательной литературой (полочка умных книг).
9.Практикум  на автотранспортной площадке «Грамотный пешеход в детстве культурный водитель в будущем».
10.Досуги, развлечения.
11.Конкурс рисунков, поделок.
12.Дидактические игры .
13Моделирование ситуаций на макетах, планах, схемах: дорога в детский сад, план микрорайона, перекресток.
14. Работа с ситуационным альбомом «Как уберечь детей от опасности при переходе улицы».
15.Сюжетно-ролевые игры «В дорогу», «Автобус».

                                            2: декабрь, январь, февраль
занятия
1.Кто начинает день?
2.В гости к Кубарику (интегрированное занятие-ПДД и элементарные математические представления).
вне занятий
1.Конструирование из строительного материала и деталей конструкторов «В два ряда дома стоят…»
2.Просмотр диафильмов «3 чудесных цвета», «Красный, желтый, зеленый».
3.Заучивание наизусть стихотворений о правилах поведения на улице.
4.Настольно-печатные игры, типа «Домино», «Гонки на выживание», «Прогулка по городу», пазлы и др.
5.Инсценировки, кукольный театр.
6.Решение проблемных ситуаций.
7.Дидактические игры.
8.Музыкальные праздники, развлечения.
9.Чтение рассказа Н.Носова «Автомобиль», А.Беслика «Как человек придумал автомобиль».
10. Работа с альбомом «Машины на нашей улице».
11.Сюжетно-ролевые игры.

                                                      3: март, апрель, май
занятия
1.Я и перекресток.
2.Кто движеньем управляет.
3.Дорожные знаки (интегрированное занятие-ПДД и рисование)
вне занятий
1.Викторины, развлекательно-познавательные игры.
2.Тестирование «Мы едем, едем,едем» (обязанности пассажиров и культура поведения в общественном транспорте).
3.Дидактические игры.
4.Работа с пособием «Познаю мир. Знаки и символы».
5.Экскурсии к нерегулируемому перекрестку, на железнодорожный вокзал.
6.Рассматривание, обсуждение сюжетных плакатов «Человек-рассеянный», «Палочка-выручалочка».
7.Познавательные сообщения «Знаете ли вы…»
8.Конструирование из бумаги «Светофор», «Дорожные знаки».
9.Чтение: С.Михалков «Дядя Степа-милиционер», «Моя улица».
10.Вечер загадок и отгадок.
11.Сюжетно-ролевые игры.
12.Работа с познавательной литературой ( полочка умных книг).
13.Создание панно «Различные виды транспорта».

                                                      4: июнь, июль, август
вне занятий
1.Конкурс рисунков на асфальте «Быть примерным пешеходом разрешается».
2.Практические занятия на автотранспортной площадке.
3.Экскурсии к проезжей части, автобусной остановке.
4.Развлечения, досуги.
5.Соревнования с использованием велосипедов.
6.Настольно-печатные игры.
7.Сюжетно-ролевые игры на автотранспортной площадке.



Консультация

Психофизиологические и возрастные особенности
 поведения дошкольников на улицах и дорогах

   Дошкольники, оказавшиеся на проезжей части дорог без сопровождения взрослых, попадают в ДТП в силу психофизиологических особенностей их высшей нервной деятельности, что сказывается на поведении в дорожной среде.
У ребенка 3-4-летнего возраста при ознакомлении с новыми незнакомыми предметами сохраняется тесное взаимодействие восприятия и двигательных действий. Поэтому ребенку нужен непосредственный контакт с предметом. При первом ознакомлении с любым объектом немногочисленные движения его глаз осуществляются внутри видимой фигуры. Поэтому вероятность зрительного узнавания сложных, незнакомых ребенку предметов находится на уровне случайности (50%). Память носит непроизвольный характер. Ребенок не ставит перед собой никакой цели запомнить какие-либо объекты или слова. Они запоминаются как результат восприятия и наиболее точно и прочно в тех случаях, когда образы или явления эмоционально окрашены.
   У ребенка 4-5-летнего возраста почти все процессы активности мозга (образование, кратковременное хранение информации, воспроизведение следов возбуждения) происходят на подсознательном уровне. Активизация его внимания возможна лишь при условии эмоционально окрашенных стимулов. Восприятие им дорожной среды непосредственно. Его действия подчинены быстро меняющимся замыслам. Он легко воспринимает то, что можно ярко представить и эмоционально пережить. Поэтому, попав в зону движущегося транспорта, ребенок отвлекается на все, что его в данный момент заинтересует. Он может активно реагировать не на ту машину, которая представляет опасность, а на более яркую, привлекательную.
Ребенок данного возраста лучше ориентируется в происходящем на расстоянии до пяти метров. Ему трудно заметить и точно оценить действия, которые происходят на большем расстоянии.
   В 5-6 лет благодаря расширению поля зрения и развитию глазомера у ребенка увеличиваются возможности проследить события, совершающиеся в 10-метровой зоне. В этом возрасте поле зрения у ребенка настолько мало, что составляет десятую часть поля зрения взрослого человека.
    Скорость реакции у дошкольника 6-летнего возраста на световой или звуковой раздражитель выше, чем у детей более старшего возраста.
Можно предположить, что в связи с подвижностью детей, их повышенной возбудимостью, наличием сравнительно коротких нервных путей от рецепторов к мышцам время реакции у них должно быть коротким. Однако это не так. Несовершенство многих нервно-психических функций значительно увеличивает время реакции, У детей данного возраста много времени уходит на то, чтобы отличить один сигнал (раздражитель) от другого для того, чтобы выбрать правильное направление движения. Исследования психофизиологов показывают, что у дошкольника не развито боковое зрение, угол зрения в 10 раз меньше, чем у взрослого. Время реакции ребенка на опасность с момента ее обнаружения составляет 1,3-1,5 с, а у взрослого — 0,6-0,8 с.
 Чем опаснее ситуация на дороге, тем более медленно и неправильно он принимает решение так как теряется, не зная, что делать. Именно поэтому дошкольника нельзя одного отпускать на улицу, и взрослые всегда должны держать его за руку.




ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ


Причины детского дорожно—транспортного травматизма:
·     Переход дороги в неустановленном месте, перед близко идущим транспортом.
·     Игры на проезжей части.
·     Невнимание к сигналам регулирования движением.
·     Выход на проезжую часть из-за стоящих машин, сооружений, зелёных насаждений и других препятствий.
·     Неправильный выбор места перехода дороги при высадке из маршрутного транспорта.
·     Незнание правил перехода перекрёстка.
·     Хождение по проезжей части при наличии тротуара.
·     Езда на велосипеде по проезжей части, когда нет 14 лет.
·     Езда на роликах и самокатах по проезжей части.

Психологические причины:
·     Бегство от опасности в потоке движущегося транспорта. 
·     Неумение детей наблюдать.
·     Невнимательность.
·     Неразвитое чувство опасности.
·     Недостаточный надзор взрослых за поведением детей.
Рекомендации по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах

При выходе из дома:
·     Если у подъезда дома есть движение транспорта, обратите на это внимание ребенка. Вместе с ним посмотрите: не приближается ли транспорт. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, остановитесь, научите ребенка осматриваться по сторонам и определять: нет ли опасности приближающегося транспорта.

При движении по тротуару:
·     Придерживайтесь стороны подальше от проезжей части.
·     Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
·     Находясь на улице с дошкольником родители должны крепко держать его за руку.
·     Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.


Готовясь перейти дорогу:
·     Остановитесь, осмотрите проезжую часть со всех сторон.
·     Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.
·     Показывайте ребенку следующие действия: поворот головы налево, направо для осмотра дороги; разделительную линию, где можно остановиться для пропуска автомобилей, держа его за руку. 
·     Учите ребенка всматриваться вдаль, пропускать приближающиеся машины.


Памятка для родителей—водителей и пассажиров
·     Пристегиваться ремнями безопасности необходимо абсолютно всем! В том числе и в чужом автомобиле, и при езде на короткие расстояния. Если это правило автоматически выполняется взрослыми, то оно легко войдет у ребенка в постоянную привычку.
·     Дети должны сидеть в специальном детском устройстве или занимать самые безопасные места в автомобиле: середину или правую часть заднего сиденья.
·     Как водитель или пассажир вы — пример для подражания. Не будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения. Если вам что-то не нравится, объясните конкретно, в чем ошибка других водителей или пешеходов.
·     Во время длительных поездок чаще останавливайтесь, детям необходимо двигаться. Поэтому они будут стараться освободиться от ремней безопасности и капризничать.


РОДИТЕЛЬ-ВОДИТЕЛЬ, ПОМНИ!

·     Малыши дошкольного   возраста не воспринимают опасности транспорта. Они ещё не знают, что такое боль и смерть. Игрушки и мяч для них гораздо важнее жизни и здоровья. Отсюда правило: если на дорогу выкатился мяч, обязательно появится ребенок. Знай это и заранее притормози.
·     Если ребенок смотрит на автомобиль, это не значит, что он его видит. Увлеченный своими мыслями, он часто не замечает приближающийся автомобиль.
·     Взрослый, сбитый машиной, получает «бамперный перелом» — перелом голени. Детям же удар приходится в живот, грудную клетку и голову. В результате ребенок погибает или получает тяжелые травмы черепа, разрывы внутренних органов и переломы.

ЧЕМ БОЛЬШЕ СКОРОСТЬ АВТОМОБИЛЯ,
ТЕМ СИЛЬНЕЕ УДАР И СЕРЬЁЗНЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ!


 Памятка для родителей
Учите детей наблюдательности на улицах и дорогах!

1. Выходите из дома заблаговременно, чтобы оставался резерв времени. Ребенок должен привыкнуть ходить по дороге не спеша.

2. Не рекомендуется ускорять шаг или бежать вместе с ребенком на остановку нужного маршрутного транспорта. Приучите ребенка, что это опасно, лучше подождать следующего автобуса (троллейбуса) и т.д.

3. При переходе проезжей части, прекращайте разговоры с ребенком. Он должен привыкнуть, что при переходе нужно не разговаривать, а наблюдать за дорогой, движением транспорта.

4. Следите за тем, чтобы переходить проезжую часть не наискосок, а прямо, строго перпендикулярно. Ребенок должен понимать, что это делается для лучшего наблюдения за движением транспорта.

5. На остановках маршрутного транспорта держите ребенка крепко за руку. Нередки случаи, когда ребенок вырывается и выбегает на проезжую часть.

6. Переходите проезжую часть только на пешеходных переходах.

7. Наблюдая за приближающимися транспортными средствами, обращайте внимание ребенка на то, что за большими машинами (автобус, маршрутное такси) может быть опасность: едет легковой автомобиль на большей скорости или мотоцикл. Поэтому лучше подождать, если нет уверенности, что скрытой опасности нет.

8. Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора. Объясняйте ребенку, что переходить дорогу на зеленый мигающий сигнал нельзя. Он горит всего три секунды, можно попасть в ДТП.

9. Помните, что ребенок обучается движению по улице, прежде всего на Вашем примере, приобретая собственный опыт.




     Дошкольник не понимает опасности, которая     подстерегает его на улице. Поэтому ребенок не должен самостоятельно ходить по улицам и переходить дороги… У ребенка другие особенности слуха и зрения.

    Ему сложно определить, с какой стороны исходит звук. Услышав сигнал автомобиля, он может сделать роковой шаг навстречу опасности.

    Ребенок не умеет эффективно использовать периферическое зрение и полностью ‘выключает его, когда перебегает дорогу, фокусируясь на каком-либо предмете. Он считает, что если он видит автомобиль, то водитель тоже его видит и остановится. Ребенок не может определить близко или далеко находится автомобиль, быстро он едет или медленно.



Практико-ориентированный проект

«Безопасное колесо» 


Цель:
1.Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно- транспортной среде.

2.Профилактика детского травматизма на дорогах города.

3.Воспитание законопослушных участников дорожного движения.

4.Распространение опыта работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

5. Применение различных форм взаимодействия и общения с родителями       (авторитет и пример для подражания).

 Тактические задачи:
1. Разработать план проекта.

2. Формировать профессионально- значимые способности педагогических работников для проектирования деятельности по обучению детей ПДД.

3. Создать полноформатную информационную базу для педагогов и родителей.

4.Выработать у детей с помощью игровых занятий способность к быстрому реагированию и принятию правильных решений в дорожных ситуациях.

5. Систематизировать комплекс обучающих игр по профилактике дорожного травматизма среди детей.

6. Разработать памятки для воспитателей, родителей ( с оформлением картотеки).
7. Повышать профессиональную компетентность педагогов по предложенной теме.

8. Обновить информационный стенд « Азбука безопасности».
Участники-партнеры проекта:

Дети;
Педагоги;
Родители;
ГИБДД;
Средства массовой информации.

Формы работы по проекту:

·       викторины;
·       неделя безопасности;
·       минутки безопасности;
·       работа на маршрутах ( дорога в библиотеку, музей, СОШ №3, МЧС)
·       организация соревнований;
·       моделирование ситуаций на дороге;
·       досуги, развлечения;
·       разработка памяток для родителей;
·       выставки методического материала;
·       практические занятия по оказанию первой помощи;
·       организованная деятельность по изучению ситуационного минимума поведения на дорогах;
·       выставки рисунков и поделок детей и родителей;
·       анкетирование родителей;
·       инструктаж воспитателей « Организация поездки детей в автобусе, пешеходной экскурсии»
·       конкурс среди педагогов групп « Лучшая развивающая среда по ПДД»

                              Этапы реализации проекта

этапы
мероприятия
Для педагогов
Для детей
Для родителей
Подготовительный

Цель: Повысить профессиональную компетентность коллектива МБДОУ.
Просветить родителей по теме проекта.
Создать разнообразную и интересную развивающую среду для детей, как  одного из компонентов детской субкультуры.
Составление плана мероприятий.

Изготовление и комплектация учебных пособий для проведения игр, организованной деятельности, соревнований и т.д.

Инструктаж « Организация поездки детей в автобусе, пешеходной экскурсии»

Составление и внедрение календарно-тематического планирования по заданной теме с учетом ФГТ.

Разработать маршруты передвижения детей в библиотеку, СОШ №3, МЧС, музей.
Чтение художественной литературы.
Просмотр видеофильма «Азбука безопасности на дороге».
Организация игр.
Целевые прогулки, экскурсии.
Рассматривание иллюстраций книг, альбомов, рисунков.
Разработка памяток, советов по ПДД с последующим ознакомлением родителей.

Тестирование       « Грамотный пешеход»


Основной

Цель:Расширить представления детей среднего, старшего дошкольного возраста о ПДД. Координация дальнейшей работы по проекту.


Проведение познавательно-игровых мероприятий по обучению и закреплению у детей навыков безопасного поведения на улице.


Участие в мероприятиях, проводимых с педагогами.

Оформление тематических папок на группах по ПДД.

Разработка системы домашних заданий по ПДД.

Оказание помощи в организации и проведении мероприятий.

Консультации для родителей детей средней, старшей, подготовительных групп « Пример родителей – один из основных факторов
Заключительный

Цель:Уточнить уровень знаний у детей, стимулирующих их дальнейшую деятельность по обеспечению собственной безопасности на дороге.


Подведение итогов работы : оценка работы внедрения проекта в деятельность детского сада.

Контрольно-диагностическая деятельность: тестирование воспитанников « Мы едем, едем, едем».

Создание коллекций в группе: « Специализированный транспорт», « Моя любимая книга о ПДД».

Создание в группах книжек-малышек о ПДД.



Итоговый праздник               « Девочка Разметочка и мальчик Бордюрчик»


Анкетирование.

Организация фотовыставки «Дорожная азбука в нашем детском саду»


Ожидаемые результаты

Образовательные: закрепление у детей знаний о правилах поведения на дорогах.

Воспитательные:
- сформированность у 91 % детей устойчивых навыков самосохранения при дорожном движении;
- ежеквартальный выпуск информационного бюллетеня о дорожно-транспортных происшествиях;
- выработка у детей привычки здорового образа жизни.

Статусные:
- установление прочных связей с ГИБДД;
- накопление практического опыта в активных формах работы с детьми;
- отсутствие случаев травматизма.




1 комментарий:

  1. Работа вижу только начата. Желаю творческих успехов! Удачи!

    ОтветитьУдалить